"ЭКОНОМИКА И ДУХОВНОСТЬ"


Радиожурнал «Духовное наследие России». Интервью с профессором С. А. Дятловым

Добрый день, уважаемые радиослушатели! У микрофона - Ирина Образцова и гость в 17-ой студии - доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, координатор общественного объединения "Союз православных ученых России" Сергей Алексеевич Дятлов.

- Сергей Алексеевич, тема сегодняшней нашей беседы - "экономика и духовность". И на первый взгляд - две вещи несовместные!

- Очень даже совместные! И экономика, она базируется на духовности! Как и другие сферы человеческой жизни. И право, и семейные отношения, и государственное строительство, и межгосударственные отношения, межличностные - они все базируются на духовности. Причем духовность мы понимаем именно в рамках святоотеческой традиции, базирующейся на традиции апостольской, которая наиболее четко и емко выражена в Священном Писании, Святом Евангелии, Священном Предании. Именно в русской святоотеческой традиции! Касаясь духовности, мы должны, безусловно, вспомнить главное, о чем всегда наши прадеды, наши деды, наши отцы помнили. Во всех своих делах, трудах, поступках они всегда уповали на помощь Божью, помощь свыше, не забывая о том, что и сам человек должен прилагать труды…

- На Бога надейся, а сам не плошай!

- Да! Но трудиться человек должен, принимать решения, базируясь на определенных духовно-нравственных правилах. На определенных принципах, которые вплетены - генетически вплетены - в структуру общественного мироустройства, прежде всего, в жизнь человеческого общества, и обуславливают, в широком смысле этого слова, целесообразность и эффективность человеческой жизнедеятельности - и, прежде всего, в сфере труда, в сфере производства. Давайте подумаем - а в чем суть их?! - в чем содержание денег, ведь они опосредуют отношения между людьми в любом обществе - не только в отдельной семье, но и в коллективе, и в государстве, и между государствами. С самых древних времен, начиная еще от древнего Китая, Индии, Египта, Греции, самые великие мудрецы, они пытались разгадать тайну денег, разгадать тайну стоимости. Об этом написано очень много томов, очень много умных, мудрых книг и, в то же время, вот эта тайна, вот этот корень, вот эта суть денег, она всегда ускользала. А почему?! Да потому что при раскрытии сущности, содержании денег, мы забывали о духовной составляющей. Давайте откроем Священное Писание, откроем первую страницу и первую главу Ветхого Завета, Бытие. И мы видим, что в начале сотворил Бог небо и землю, потом Бог сотворил человека: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2:7). Вот основополагающий исходный пункт наших рассуждений! В тот момент, когда Бог вдунул в лице человека дыхание жизни, стал человек душою живою, - он стал творческой личностью, способной творить в этом мире, способной преобразовывать этот мир, способной трудиться на благо себе, и ближнего, и общества. Какова природа этой способности трудиться?! Эта природа божественна! Это свойство вдохнул в него Бог в момент сотворения. Это свойство, эту способность вдыхает Бог в момент творения каждой новой человеческой жизни и каждой новой человеческой души. Каждому младенцу передается в момент зачатия это свойство трудиться, творить, приумножать, преобразовывать этот мир. И еще одно позвольте мне привести очень важное положение, которое мы читаем в Деяниях Апостолов. В тот момент, когда апостол Павел, проходя с проповедью языческие страны, пришел в Афины, то пришел он в Ареопаг, где состязались виднейшие греческий философы - это было их любимым занятием - в словопрениях, в изложении философских систем, в спорах философских, и ему было предоставлено слово. И посмотрите с какой речью обратился апостол Павел к афинянам, выступая в Ареопаге: И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем… (Деян. 17:22-28). Мы Богом живем, и движемся, и существуем! И вот эту творческую энергию, вот эту силу, преображающую мир, преображающую человека, дает Бог каждой человеческой душе в момент ее творения, в момент рождения новой человеческой личности. И вот эта энергия творческая божественная, она и лежит в основе труда, она является субстанцией труда, она является субстанцией всех производительных, творческих сил человека. С учетом этого всего мы должны, безусловно, подойти и рассмотреть проблему первопричины бытия этого мира. В рамках православной традиции и, прежде всего, традиции, базирующейся на Священном Писании, на апостольском предании, святоотеческом предании мы должны четко осознать, что первичен Бог. Материя и сознание, как общенаучные, предельно широкие философские понятия взаимодействуют друг с другом, как две парные диалектические категории, как две стороны одной медали. Точно также они взаимодействуют в своих структурных - предметно фиксированных - и функциональных формах, которыми являются информация и энергия. Поскольку человек сотворен Богом и наделен личностью, свободой воли, творческой потенцией, постольку у нас вне человека не может существовать абстрактных понятий материи и сознания. Не может существовать абстрактных понятий духовности. Все эти понятия, они представляют собой элементы неразделимого органического целого. И главное предназначение человека - это спасение своей бессмертной души. Вот основополагающий тезис! Мы Богом живем, и движемся, и существуем! Бог сотворил человека, сотворил его не для временной жизни - 70 или 80 или 100 лет, - а сотворил для жизни вечной. В рамках православной традиции человек должен в этой жизни обрести любовь, стяжать благодать Духа Святого и войти с этой любовью в вечность, чтобы пребывать в этой вечности с Богом во веки веков. Это главная духовная составляющая нашего сегодня с вами разговора. Если человек понимает, что он существует здесь лишь временно, что эта жизнь дана ему для того, чтобы творить добро, заботиться о близких, чтобы обрести любовь к Богу и к ближнему, то он и в государственной своей сфере, и в экономической, и в семейной, и в личностной, - он всегда имеет нравственную ответственность за то, что ему дано - какие таланты, какие способности, - как он их использует, для чего - во благо ближнему, стране, близким или нет. И он, безусловно, становится исполнителем воли Божьей. А воля Божья всегда блага, всегда нравственна по своему целеполаганию. Поэтому переходя непосредственно к анализу экономики, хозяйствования, трудовой деятельности, мы должны рассматривать все современные проблемы, базируясь на Священном Писании и свете Священного Писания, Священного Предания мы можем рассмотреть и проблемы, касающиеся непосредственно развития России, ее современных проблем, касающихся и собственности, и труда, и отношения к деньгам, к проценту. Оказывается Святыми Отцами и в нашей отечественной русской традиции эти вопросы были достаточно подробно рассмотрены и изучены. И существует огромное наследие, в том числе и в библиотеках Санкт-Петербурга - когда открываешь книгу, а там листы в общем-то слипшиеся. Мы, базируясь, прежде всего, на вот этой святоотеческой традиции, можем сейчас перейти к рассмотрению отношения современного православного человека к труду, к собственности, к милостыне, к деньгам, к предпринимательству как таковому. Сделаю небольшое очень важное замечание: на самом деле, если мы возьмем основные экономические и социальные концепции и теории зарубежные, то мы увидим, что они - если мы будем работать с первоисточниками, а не с их интерпретаторами - что они все базировались так или иначе на той или иной религиозно-мировоззренческой традиции. В частности можно привести несколько имен. Так, например, в западной традиции фундаментальные исследования данных вопросов осуществлял классик западной социологии Макс Вебер. Его основная работа "Протестантская этика и дух капитализма" оказала решающее влияние на формирование религиозно-философских основ предпринимательской деятельности в странах с традиционно развитой протестантской культурой, в таких странах, как Германия, Англия, США. Главной идеей и целью работы Вебера стали определение меры влияния религиозных сил на ход экономического развития, выявление роли этических установок кальвинизма в становлении и развитии капитализма и раскрытие религиозно-этических стимулов к обогащению. Практически вся теория современного западного менеджмента, предпринимательства базируется и вырастает из концепции, обоснованной Максом Вебером. Исследованию роли протестантской религии в развитии психологических установок в добродетельном накоплении капиталиста предпринимателя также большое внимание уделял виднейший представитель западной социологии Зомбарт. Подобный круг проблем рассматривал известный английский социолог Тойнби. Работу такую можно привести его, например, "Религия и возникновение капитализма". Он особое внимание уделил выявлению роли религиозной морали в формировании основных положений предпринимательской деятельности.

- Сергей Алексеевич, может быть, мы вернемся в Россию?! Программа у нас "Духовное наследие России". Извините.

- Я все-таки приведу еще один удивительный пример буквально последних лет. Известный немецкий экономист и государственный деятель, министр экономики, канцлер ФРГ Людвиг Эрхарт, с чьим именем связано быстрое восстановление экономики послевоенной Германии, в своем выступлении в 1956 году "Рассудительность и ответственность" привел следующие удивительные слова: "Каждый думает о себе и никто - об общем деле. Когда, однако, экономическая система - именно так стоит сейчас вопрос - теряет из виду целое, позволяет заглохнуть чувству ответственности и полностью забывает о любви к ближнему, то этой системе не приходится рассчитывать на поддержку и признание. Экономическая система должна быть не идеологизированной в своих методах, но не в своих целях". И обращаясь к нашей отечественной традиции, обращаясь к традиции многовековой, мы можем сделать следующий вывод, что всегда, во все времена наша русская экономическая мысль базировалась на Священном Писании, базировалась на тех нравственных принципах, которые были изложены в Ветхом и в Новом Заветах, в Деяниях Апостолов, в трудах очень многих советских - русских и советского периода - философов и ученых. Можно привести целый ряд очень интересных работ и очень много имен, которые по сути стали золотыми страницами в этой книге русской отечественной мысли. Вот можно привести следующие примеры. В России исторически сложилась самобытная национальная традиция отношения к труду, собственности, накоплению богатства, основанная на органическом сочетании духовно-нравственных и материальных критериев. Причем духовно-нравственные критерии были преобладающими. Это основное, что мы должны себе уяснить. В русском сборнике XII века "Златоструй" труд рассматривается как источник благочестия. В "Поучении" Владимира Мономаха того же века труд рассматривается как высшее мерило богоугодности человека. Знание облагораживает труд, делает человека уверенным и сильным. Мировоззренческой и теоретической основой для ведения хозяйственной жизни в России традиционно было Священное Писание и основанное на нем домостроительство. У нас в святоотеческой русской традиции основа основ - это домостроительство, которое трактовалось как наука честно трудиться, добросовестно вести домашнее и национальное хозяйство собственными силами для обеспечения достатка и изобилия, творить милостыню и помогать нуждающимся в соответствии с требованиями евангельских заповедей. Основные принципы ведения хозяйства, изложенные в "Домострое" в дальнейшем развивались многими отечественными учеными и экономистами и оказали заметное влияние на эволюцию всей русской экономической мысли. Замечательный русский самобытный экономист XVII-XVIII вв. Посошков принимал и развивал основные идеи домостроительства и в своем главном труде "О скудости и богатстве" - энциклопедический труд, очень интересный, многогранный, многоаспектный - подчеркивал, что источником богатства, накоплением и достижением достатка человеческих вещественных и невещественных благ является только труд безотносительно к его физическим и социальным особенностям, и что паче вещественного богатства надлежит всем нам больше заботиться о невещественном богатстве. Очень интересный факт: первый в России написанный по-русски трехтомный курс политэкономии Бутовского, который назывался "Опыт о народном богатстве или о началах политической экономики", вышел в свет в 1847 году. Политэкономию Бутовский определял как науку о народном богатстве, исключительно посвящающую себя изучению средств, с помощью которых люди, в обществе живущие, достигают возможного благосостояния. Он относил, подчеркиваю, политэкономию наряду с философией, эстетикой, нравоучением, этикой и правоведением к нравственно-политическим наукам и требовал внесения в нее морального начала, а также говорил о существовании нравственного капитала. Вот это мы сейчас должны себе запомнить и уяснить - основные отрасли святоотеческого знания в рамках святоотеческой традиции, они базировались на нравственных началах. И, к сожалению, вот прошел какой-то период - особенно в XX веке - мы вот эту связь, эту преемственность, проходящую красной нитью через все существование российского этноса и его научной мысли, мы ее утеряли, но с Божьей помощью она сейчас возрождается, и сейчас мы об этом говорим, и радуется наше сердце. Богатство или нищету чтобы правильно оценить и дать нравственную оценку этому, мы должны базироваться на святоотеческой традиции. Многие люди завидуют тем, кто наживает все богатства неправедным путем, обманывая других, занимаясь неправедной деятельностью, часто криминальной, преступной, захватывая заложников, требуя за них выкуп, или обманывая работников, не выплачивая им зарплату. Он никогда не должен забывать, что в этих деньгах, которые он неправедным путем, принося страдание и боль другим людям, приобретает и копит, он копит грехи и в этой жизни и в той жизни он даст за это ответ перед людьми и перед Богом. Мы не должны забывать, что Бог - всему глава. Он дает нам таланты, имущество, богатство лишь для того, чтобы мы им пользовались, праведно пользовались в соответствии с теми принципами, которые нам даны в Священном Писании, которые закреплены в традиции отечественной, национальной традиции. И он должен приносить добро, должен служить росту духовного и материального благосостояния и близких, и семьи, и общества в целом, и всех людей. Мы это должны себе четко запомнить и в своей повседневной жизни базироваться именно на этом. К сожалению, анализируя современное состояние экономической системы России и других стран, проблемы, которые возникают у нас сейчас, те огромные соответствия, которые мы наблюдаем, противоречия, те правила, которые нельзя назвать нравственными, мы можем сделать вывод, что во многом люди находятся в неведении, они не знают истины, они не знают сути того, что составляет основу всей жизни человека и такой важной ее составляющей как хозяйственной жизни. Богатый человек должен преумножать те таланты и способности, которые даны ему Богом, но базировать свою деятельность он должен при этом на нравственных принципах, помогая процветанию людей, которые рядом с ним, работникам, которые трудятся на его фабрике, государству, которое должно быть крепче, сильнее и в целом всем людям. В качестве примера можно привести целую плеяду русских предпринимателей-благотворителей XVIII-XIX вв.. Иннокентий Сибиряков - это имя, которое является на наш взгляд наиболее значимым и воплощает в себе лучшие качества русских предпринимателей-благотворителей. На его деньги построено очень много учебных заведений, на его деньги построено очень много храмов по всей России. И он закончил свою жизнь монахом на Афоне, и на его деньги создавался великолепнейший храм в скиту Андрея Первозванного, который является одним из самых больших храмов на Афоне, - и он закончил там монахом. И еще очень интересное наблюдение, что если брать нашу отечественную традицию и анализировать династию предпринимателей, то мы видим, что она в третьем-четвертом поколении прерывалась. Почему? - потому что прадед накапливал богатства, дед его преумножал, отец занимался уже благотворительностью, а дети и внуки, как правило, все уходили на служение, и, как правило, большинство из них заканчивало жизнь в монастырях монахами. И в русской святоотеческой традиции считалось великим счастьем и благом, если в семье рождался ребенок, который в дальнейшем становился монахом или монахиней. Это считалось венцом роду, это считалось за величайшее благо, потому что как Господь говорит, что за одного праведника я прощаю многие и многие грехи рода этого праведника. И вот, посмотрите, я сегодня попытался коснуться буквально штрихами мазками огромных проблем многоаспектных, многогранных. Это даже лишь введение в ту огромную святоотеческую традицию, которая позволит нам найти правильные ориентиры и сделать правильные выводы из того, что сегодня происходит. И там, где мы можем чисто внешним восприятием видеть процветание, с точки зрения этого духовного критерия - мы должны ужаснуться, потому что человек, набирая внешнее богатство неправедным путем, готовит свою душу к погибели. А иногда вот эта нищета, терпение, незлобие и еще молитва за врагов, за тех, кто тебя обижает, она ведет этого человека простого в Царствие Небесное. И в дальнейшем, если будем живы и Бог благословит, мы постараемся отдельные аспекты, отдельные проблемы рассмотреть более подробно, базируясь на святоотеческой традиции, и думаем, что эта благая цель, благое целеполагание, которое мы положили в основу нашего сегодняшнего разговора, оно даст свои благие плоды в свое время во славу Божию. Всего вам доброго! До свидания!

        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 596-63-98, факс:(812) 596-63-73
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/