КАКОЮ МЕРОЮ МЕРИТЕ

17.03.2013

17 марта — Прощёное воскресенье

Прощёное воскресенье — это одновременно и последний день Масленицы, когда гулянья достигают своего пика, широкая Масленица — тут и объедание и веселье... и в то же время Прощёное Воскресенье, а это храм, служба, молитва, и нужно успеть подумать о том, кого ты за этот год обидел, с кем надо бы примириться. Как к этому человеку подойти, что и как сказать, и самому, хотя бы в душе простить тех, кто тебя обижал. И на следующий день после Прощённого Воскресенья — Великий пост. Как всё это совместить? Как правильно подготовить себя? Очень уж резкий переход: от веселья вступаем в самый строгий пост.,. Но именно этих в подготовительных неделях к посту видно, что в Церкви всё очень гармоничо: сначала мы прекращаем есть мясо, потом потихоньку отказываемся от молочной пищи и вступаем в пост, когда ты наконец-то освобождаешься от тягостных излишков, от тягостных страстей. Сказано: «Умой лицо твоё и явись постящимся пред Богом, а не пред людьми. Чтобы тебе была награда от Бога, а не от людей». Поэтому радость в начале поста очень правильная: человек всласть наелся-напился, простил своих ближних — а на сытый желудок это легче сделать — и перешёл уже к процессу самосовершенствования. Да и как можно вступать в Великий пост, если на душе у тебя муторно от непрощённых обид, а совесть тяготят обиды, нанесённые тобой ближнему! Как вообще можно поститься в злобе?! Если ты вступил в пост, не простив кого-то, то и пост безсмыслен. Он не имеет никакой цены пред Богом. Да, ты в таком случае можешь хоть на одной морковке сидеть — пользы душе не будет ни на грош,
А знаете, откуда пошло Прощёное Воскресенье? — Уходя в начале поста жить в пустыню, монахи просили прощения у всей братии, у родных и близких, потому что

житие в пустыне было таково, что мог и лев разорвать, можно было и от голода умереть, могли лихие люди убить... Так поступали монахи монастыря прииорданской пустыни на заре христианства, где жили монахи, у которых был обычай, каждое последнее воскресенье перед постом собираться вместе на литургию, потом взяв немного еды и попросив друг у друга прощения, уходить на весь пост в пустыню, откуда можно было и не вернуться. А для современных христиан было бы лучше, если бы каждое воскресенье было прощёным. Ведь мы почти каждое воскресенье причащаемся Святых Христовых Тайн, а как можно причащаться, не прощая? Самое страшное, когда человек только делает вид, что прощает: произносит положенные слова, а сам злопамятствует и при случае отомстит. Надо прощать, так уж прощать — от всей души, и тогда душа наша, освободившись от тягостных уз обид и злости, почувствует облегчение и воспарит, славя Господа.
Но не все люди проводят пост, исходя из своих возможностей, а некоторые по невежеству пытаются обезьянничать со святых отцов. Это неправильно. Никто не должен превышать меру своего подвига. 06 этом св.Иоанн Лествичник и многие другие говорили. Пост надо выстраивать так, чтобы он шёл гармонично, давая силы для исполнения всех ваших обязанностей дома и на работе. Нельзя поститься так, чтобы организм истощался, и человек не в силах был выполнять свои обязанности. Поэтому должен быть индивидуальный подход по благословению духовника, или приходского батюшки.

Настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.
Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН

        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 20-26-49
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/