СЛОВО СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ

Священник Дионисий Тацис

 

"ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ"



"Не говорите, что невозможно принять
Божественный дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему,
сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного света
Или, что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Но очень даже возможно желающим."
(Прп.Симеон Новый Богослов. Гимн 27-й (125-132))

"Однобокости, в своей сущности, еретические, принесли Церкви большой вред. Несколько лет назад нельзя было говорить о монашестве, - только о проповедях, катехизации, циклах бесед и тому подобном. Сегодня нельзя говорить о братствах без того, чтобы тебя не очернили ненавидящие деятельность люди. Все, что делается в ограде Церкви ради славы Божией, приемлемо. Один хочет произносить обличительные проповеди, другой может иметь стремление к пению, третий желает уединиться в киновии, четвертый - в пещере, пятый - хочет стать женатым или неженатым священником, а последний - писать религиозные книги. Все это приемлемо, если мы не абсолютизируем этого, а делаем во славу Божию".

Старец Епифаний

IV. УМ

1. Старец Паисий в своих известных "Письмах" часто говорит о хранении ума. В частности, он пишет: "Когда нет бодрости, то мы теряем и ум (его похищает демон), и мы остаемся с одним телом, без ума, как чурбаны, и позже, когда соберем свой ум, он бывает обременен мусором, который лукавый использует как растопку и влагает огонь в наш чурбан (в плоть), а сам смеется над нами и скачет, радуясь злу. Чтобы на сне покидал ум, мы должны постоянно сосать сладкое имя Иисуса в нашем сердце для духовного преуспеяния. Ибо отсутствие ума - это все равно, что отсутствие хозяина в доме, и тогда дом становится руинами".

2. Старец Иероним часто говорил своим духовным чадам: "Следите за своим умом. Не связывайте его ничем. Я и о построенных мною церквях сожалею, потому что я обременял свой ум многими заботами и препятствовал ему молиться". И в другой раз добавил: "Усиленно следите за своим умом. Не отягощайте его ни скорбью, ни бессмысленными проблемами, ни чем-либо другим. В воде, если она чиста и спокойна, видишь на дне булавку. Так и ум".

3. Хранение ума является условием молитвы. Старец Иосиф, опытный исихаст Святой Горы, говорил: "Молитва без внимания и трезвения - это потеря времени и напрасный труд. Мы должны поставить неусыпного стража во всех своих чувствах, внутри и вне - внимание. Без него ум и силы души распыляются на суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам. Никто не может подняться горе, если не презрит дольнее. Часто мы молимся, а ум наш слоняется здесь и там, где ему нравится и в том, что его по привычке привлекает. Поэтому нужно усилие, чтобы собраться и внимать словам молитвы".

4. С неохраняемым умом никто не может преуспеть духовно. Старец Паисий подчеркивал: "Если ум не с нами (т.е. в рассеянии) в час духовного поучения, то оно нам совершенно бесполезно, только потратим зря время и утомляемся бессмысленно, потому что ничего не можем запомнить, как типографщик: когда он не подливает чернил для шрифта, машины работают впустую и не печатают ничего".

5. Тот же старец говорил об ученых, которые далеки от Бога: "Все зло от ума, когда тот вращается только в науке. Ученые не находят внутреннего мира и равновесия. Но если ум вращается в Боге, то они используют науку во благо и своей внутренней деятельности, и во благо мира, ибо ум их освящен".

6. Достоин упоминания и этот личный опыт старца Паисия: "Когда ум начинает часто бывать с Богом, тогда он забывает часто не только жилище свое, но даже и жилище своей души т.е. скудельную плоть".

7. Старец Иероним относительно ума, который рассеивается во время молитвы, говорил: "Это ничего, что ум часто уходит от молитвы, от слов, которые мы произносим. Лишь бы мы не уходили тотчас, и ум вернется снова. Ум похож на жеребенка. Бегает здесь и там, и не сидит рядом со своей матерью, которая привязана к одному месту. Но когда устает, приходит и ложится спать, отдыхая у ее ног".

8. Нашей молитве часто мешают образы разных лиц. Старец Иероним с о. Эгина советовал: "Если между тобою и Христом встает другое лицо, какое бы оно не было, прогоняй его немедля, ибо оно пленяет твой ум, который должен быть отдан Богу".

9. О деятельности ума старец Иосиф говорил: "Ум - это питатель души, и все то благое или лукавое что он увидит или услышит, опускается в сердце, которое является центром духовных и телесных сил человека".

10. Тот же старец говорил относительно ума следующее: "Когда ум человека очистится и просветится своим собственным светом, без помощи Божественной благодати - с помощью этого естественного света он видит и демонов, как говорят Отцы - тогда он приемлет дополнительно и просвещение Божественной благодати, так что она может оставаться постоянно в уме и пленять его в созерцания и видения, как и сколько - знает сама. Но может и сам человек, когда хочет увидеть или узнать что-либо его интересующее, попросить это в молитве, и тогда подействует благодать и удовлетворит его просьбу, поскольку он попросил сам".

V. ПОМЫСЛЫ

1. Старец Амфилохий говорил: "Услаждай свой ум помыслами утешения и надежды, распаляй свои слова жаром любви к своему Жениху и поминай Его страдания, которые Он перенес ради тебя, и так пребудешь в постоянстве, преданности Ему и смирении".

2. Старец Паисий часто советовал своим посетителям следить за своими помыслами. Между прочим, он говорил и следующее: "Хорошо избегать собраний и любопытства, ибо так мы собираем груду помыслов, которые потом очень трудно прогнать. Всегда да приводим себе на ум благие помыслы и не будем принимать лукавых телеграмм, если пожелаем очистить свое сердце и поменять лукавые механизмы своей фабрики (сердца) на благие. Тогда снова из золота она будет изготавливать святые Чаши, из лома-колокола и паникадила, и даже из выброшенных бумажек будет делать чистые салфетки. Если же сердце лукавое, то и золото оно будет считать бронзой и делать из него ядра и пушки”.

3. О помыслах, которые приносит дьявол, чтобы поколебать веру людей, старец Филофей писал своему духовному чаду: "Когда враг приносит тебе помыслы неверия, ты от всего сердца говори, что веришь
непоколебимо в то, во что верит Церковь, в то, что говорит Христос во святом Евангелии, и в то что нам сказали Святые Апостолы и Святые Отцы. Но тебе, дьявол, я не верю, ибо ты лжец и обольститель".

4. О хитростях дьявола старец Иероним говорил: "Искуситель делает все, чтобы нас ниспровергнуть и повредить нам. Когда он не может соблазнить нас на поступки, тогда, иным образом, пытается низвергнуть нас в отчаяние пробными помыслами. Да не принимаем отчаяния ни под каким предлогом. И помыслам, приходящим от искусителя, пусть каждый говорит: "Если в муку я пойду, дьявол, то буду в лучшем месте, чем ты. Я не боюсь, потому что могу покаяться, а Бог - есть любовь".

5. Старец Иосиф советовал: "Сперва дьявол спешит изобразить помысл в твоем уме, но ты не оставляй его, но разбивай молитвой".

6. На ту же тему старец Евсевий писал своему духовному чаду: "Всегда имей внимание в своем уме, чтобы ты мог, когда придет лукавый помысл, сразу выгнать его, чтобы он не оставался в твоем уме ни на секунду. Ибо если лукавый помысл задержится в уме, то есть опасность, что он опустится в сердце".

7. Старец Иаков говорил: "Прогоняйте злые помыслы и фантазии, которые приносит дьявол. Не придавайте им значения".

8. Об отражении помыслов старец Евсевий говорил следующее: "Помыслы, как бы они ни рождались и откуда бы ни приходили, являются чужими. Как можем будем их презирать и выгонять. Не должно скорбеть о них. Больше да следим за своими поступками. Помыслы эти чужие, и приносит их другой. Они уйдут".

9. Старец Иосиф писал своему духовному чаду: "Избегай дурных помыслов, как огня. Совершенно не обращай на них внимания, дабы они не укоренились в тебе. Не отчаивайся, ибо Бог велик и прощает согрешающих. Когда погрешаешь, кайся и понуждай самого себя, чтобы не сделать снова того же".

VI. БЕЗМОЛВИЕ

1. Старец Иосиф, прозванный Исихастом, приглашая свое духовное чадо в Афонскую пустыню, писал: "Приезжай, возлюбленный мой сын, теперь, хоть на один день да6ы нам поговорить о Боге и побогословствовать. Приезжай насладиться тем, по чему тоскуешь. Послушать дикие скалы, таинственных и молчаливых богословов, чтобы они открыли тебе глубокие идеи и повели твои сердце и ум ко Творцу. После весны здесь прекрасно: от Пасхи до Успения в августе. Богословствуют и безгласные богословы, прекрасные скалы и вся природа. Каждый своим голосом или своим безгласием. Если приблизишь руку к маленькой травке, она сразу громко закричит своим природным благоуханием: "Ох! Разве ты меня не видишь? Ты ударил меня!" Все здесь имеет голос, и дуновением ветра, которым все движется, гармоничное и музыкальное славословие воссылается к Богу. Что же тебе сказать о пресмыкающихся и птицах?"

2. Все старцы любили безмолвие. Здесь мы специально приводим то, что говорил старец Иаков: "Мне нравилось уходить из дома, выходить за деревню и подниматься на близлежащие горы, где я находил уже готовые, или выкапывал сам маленькие пещеры. Там я срывал с кустов несколько ветвей и стелил их на землю, раскладывая поверх коврик, чтобы стать на колени. И молился я часами". И в другой раз он открыл свое желание юности. Он говорил: "Я хотел найти какую-нибудь пещеру и там, питаясь травкой, которую бы я собирал вокруг пещеры, и питием имея водичку, один неведомый миру, в молитвах и молениях прожить жизнь, служа Богу".

3. Старец Паисий особенно любил безмолвие пустыни. Он писал: "О, благословенная пустыня! Как много помогаешь ты примириться творению Божию со своим Творцом и как превращаешься в земной рай, и собираешь диких зверей вокруг того человека, которого ты умирила!" И, обращаясь к каждому, кто выбирает духовную жизнь, говорил: "Возлюби, насколько можешь пустыню и невещественную жизнь, освободись насколько можешь, от своих материальных вещей, подбрасывая их во дворы бедняков. Сделай простою свою жизнь, чтобы освободиться от мирской суеты и чтобы твоя жизнь приобрела смысл".

4. Безмолвие - это условие духовной жизни. Старец Иероним относительно этого давал такие советы своему духовному чаду: "Насколько можешь, избегай внешнего. Закройся в своей келье. Сожми свой ум, чтобы он раскрылся и ты увидел духовный свет. Говори: "Когда я приду, наконец, в свою келью и затворюсь?" В начале возьми себя в руки, но потом получишь хорошую награду за это т.е. получишь много пользы от безмолвия. Твоя келья будет тебя влечь к себе. Поучайся и молись. Если ты сам не укрепился, то как будешь укреплять других? Народ бежит в Церковь, чтобы удовлетворить жажду своей души. Что мы дадим ему, если сами ничего не имеем, и как будем иметь, если не будем просить у Бога? Трудись в молитве и поучении, чтобы укрепиться самому и как клирику преуспеть".

5. В безмолвии окончательно складывается истинный монах, который есть "порождение Святого Духа" Старец Иосиф говорил: "Истинный монах, когда в послушании и тишине очистит чувства, успокоит ум и очистится его сердце, тогда приемлет благодать и просвещение ведения, и становится весь свет, весь - ум, весь - озарение; и изобилует богословием так, что если и будут записывать трое, то не будут успевать за потоком благодати, бьющей мощным ключом и расточающей мир и крайнюю неподвижность страстей во всем теле. Воспламеняется сердце от Божественной любви и вопиет: "Удержи, Иисусе мой, волны Своей благодати, ибо я таю, словно воск". И не вынося, действительно тает. И пленяется ум в созерцание, и становится сплавом, и пресуществляется человек и становится одно с Богом так, что не знает и не отделяет самого себя, подобно железу в огне, когда оно раскалится и уподобится огню".

http://www.orthodox.spb.ru/


Священник Дионисий Тацис. СЛОВО СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ. "ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ"

        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 596-63-98, факс:(812) 596-63-73
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/