СЛОВО СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ

Священник Дионисий Тацис

 

"ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ"



"Не говорите, что невозможно принять
Божественный дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему,
сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного света
Или, что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Но очень даже возможно желающим."
(Прп.Симеон Новый Богослов. Гимн 27-й (125-132))

"Однобокости, в своей сущности, еретические, принесли Церкви большой вред. Несколько лет назад нельзя было говорить о монашестве, - только о проповедях, катехизации, циклах бесед и тому подобном. Сегодня нельзя говорить о братствах без того, чтобы тебя не очернили ненавидящие деятельность люди. Все, что делается в ограде Церкви ради славы Божией, приемлемо. Один хочет произносить обличительные проповеди, другой может иметь стремление к пению, третий желает уединиться в киновии, четвертый - в пещере, пятый - хочет стать женатым или неженатым священником, а последний - писать религиозные книги. Все это приемлемо, если мы не абсолютизируем этого, а делаем во славу Божию".

Старец Епифаний

VII. ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ

1. Старец Порфирий говорил: "Когда придет и вселится на всем пространстве нашей души Христос, тогда уходят все проблемы, все заблуждения, все затруднения. Уходит тогда и грех".

2. Богослову, который утверждал, что христианин должен быть деятельным человеком, старец Иоиль сказал: "Ох, несчастный! Ты не оставляешь кипучую деятельность, чтобы посмотреть на твое собственное развитие? Мы все в кипучей деятельности и оставляем свои души, которые становятся запущенными полями. Тщательным возделыванием очисти свою душу от страстей, и то, что принесешь своему ближнему, принесешь не от своей пустоты, а от своей полноты".

3.Духовный подвиг должен совершаться с усердием. Старец Анфим говорил: "Усердие и нерадение - это два сильных средства. Одно нас соединяет с Богом, а другое разлучает. Усердие - это раскаленное железо. Нерадение - это холодное железо, которое, как бы ни стучал по нему молотобоец, нельзя размягчить и что-нибудь из него сделать, в то время, как раскаленное железо очень пластично".

4. Старец Паисий особенно подчеркивал роль совести в духовной жизни. В частности говорил: "Совесть - это первый закон Божий, который Он начертал глубоко в сердцах первозданных людей, и с тех пор, каждый из нас, когда рождается, перенимает его от своих родителей. Кто утончил свою совесть ежедневным поучением самого себя, чувствует уже самого себя чужим сему миру, и мирские удивляются его деликатному поведению. Но когда люди не обучают свою совесть, то нет им пользы ни от духовных поучений, ни от советов старцев, и заповеди Божии они не могут сохранить, ибо становятся бесчувственными".

5. Самопознание делает человека мудрым. Старец Иосиф говорил: "Через самопознание христианин становится мудрее других людей. Одновременно он приходит в смирение и приемлет благодать от Бога".

6. Старец Евсевий в конце своей жизни говорил обступившим его духовным чадам: "Для меня сейчас жизнь - это большая тяжесть. Если я еще живу, то ни для чего другого, как только для лучшего познания самого себя. Прежде я думал, что знаю себя хорошо, но дела меня убеждают в том, что хорошенько самого себя я еще не познал".

7. Через познание самого себя человек приходит в чувство своей греховности и понимает великие благодеяния Божии. Тогда, как говорил старец Паисий, "сердце разрывается, каким бы гранитным оно ни было, и настоящие слезы текут сами, и человек не нудит самого себя ни к молитве, ни к слезам. Ибо смирение с совестию все время буравят сердце и открывают источники слез, и рука Божия постоянно ласкает Свое усердное чадо".

8. Старец Порфирий говорил своему духовному чаду: "Следи особенно за демоном уныния. Не пренебрегай им. Когда он овладевает душой, тогда усыпляет и парализует ее. Это великий демон, он входит в человека вместе с толпой других демонов".

9. Причина неудачи человека в достижении своей духовной цели есть нерадение. Старец Иосиф говорил: "Нерадение покушается на нас. Оно похоже на бездождие, от которого ничего не растет. Оно всем приносит ущерб: препятствует тем, кто хочет подвизаться духовным подвигом; останавливает уже преуспевших; не знающих нерадения заставляет себя узнать и прельщенным им препятствует возвратиться".

10. Величайшая опасность для подвижника - отчаяние. Об этом старец Паисий говорил: "Да не отчаиваются находящиеся в миру, когда они пленены многими страстями и естество их непослушно и стремительно катится вниз по склону. Но да возымеют они надежду на всемогущество Божие и да повернут они руль своей сильной машины на путь Божий, на подъем, и очень быстро они обгонят те тихоходные машины, которые едут по пути Божию уже много лет". И в другой раз добавил: "Мы не должны отчаиваться, когда подвизаемся, на не видим никакого преуспеяния, только один, казалось бы, напрасный и равный нулю труд. Но труд всех людей равен нулю, у кого этот труд больше, у кого меньше. Христос, видя малое старание, в соответствии с ним прибавляет в начале единичку, и так мы получаем цену своему нулевому труду, и видим небольшое преуспеяние. Поэтому не должно отчаиваться, но уповать на Бога".

11. Старец Филофей на вопрос, почему люди не становятся святыми, говорил: "Причина в нас самих. Во-первых в нашей склонности ко злу; во - вторых, в нашем нерадении и лени; в-третьих, в малой или даже отсутствующей любви к Богу и к небесному; в-четвертых, в нашей вседушной любви к мамоне (богатству) и в нашем устремлении и привязанности к дольнему и материальному.

12. Старец Порфирий говорил своему духовному чаду: "Да приблизимся ко Христу, но не от страха за то, что с нами будет после смерти, а откроем Ему наши сердца - как мы стягиваем с окна занавес, и тут же внутрь врывается солнечный свет - чтобы пришел Христос и к нам, и мы Его возлюбили истинно. Это лучший способ".

13. Полезный совет старца Иеронима: "Снаружи кажись одним человеком, а внутри будь другим. Будь человеком таинственным".

14. Старец Иаков, чтобы лучше уразуметь суетность жизни, часто посещал кладбища. Он говорил: "У меня вошло в привычку ходить на похороны и регулярно - на наше деревенское кладбище. Это конечно, не значит, что у меня тогда была меланхолия или душевная тревога. Я ходил и философствовал о суетности и мимолетности жизни, и память смерти зарождалась в моей душе".

15. Старец Паисий говорил: "В начале духовной жизни Бог по любви не разрешает человеку ни познать свою греховность, ни Его многие благодеяния, чтобы он не отчаялся, особенно если он впечатлительный".

16. В духовном подвиге необходима надежда с терпением, ибо, как говорил старец Паисий, "они прогоняют зиму с морозами и приносят весну с хорошей погодой, которая согревает землю солнечным теплом и расстилает свой зеленый ковер. Не будем ждать духовной весны, если не переживем сначала духовную зиму, во время которой околеют духовные паразиты. Да не ждем, чтоб в нас проросло Божественное, если еще не умерло человеческое".

17. Между людьми встречаются различные характеры. Старец Ио-сиф говорил об этом: "Есть мягкие души, которых легко убедить. Но есть и жесткие души, которые покоряются нелегко. Они так же отличаются друг от друга, как вата и железо. Для ваты достаточно только помазание слова, в то время, как для покорения железа нужны пламя и печь искушений. И человек, имеющий жесткий характер, чтобы очиститься, должен показать терпение в искушениях. И если он не имеет терпения, то похож на светильник без масла, который вскорости гаснет и погибает".

18. Христиане должны осознать, что в их жизни есть высочайшая цель. Старец Евсевий говорил об этом: "Смысл и цель, ради которой и живет человек на земле, есть уподобление его Христу". И это удастся, "когда он увидит во Христе совершенный идеал и будет жить и поступать согласно Его словам и заповедям".

19. Старец Амфилохий говорил: "Духовное возделывание возмож-но только на земле сердца, потому что только в нем можно посеять духовные семена, чтобы потом пришел благодатный дождь Святого Духа и возрастил настоящие плоды, которые сохранятся в двух хранилищах: во-первых, на небе и потом в хранилище земном для нищих людей и тех, кто имеет духовную жажду".

20. Об истинной христианской жизни старец Порфирий говорил:"Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви". И в другой раз добавил: "Отныне мы должны приобретать благодать Божию. Без благодати Божией наши старания не принесут плода и мы не войдем в рай. Бог тогда дает нам Свою благодать, когда мы смиренны".

21. Духовный подвиг старец Порфирий уподоблял возделыванию сада. Он говорил: "Что такое духовный подвиг? Вот душа - это сад, разделенный на две части. На одной половине всходят колючки, а на другой - цветы. Есть у нас и цистерна с водой, с двумя кранами и желобками. Один направляет воду к колючкам, а другой - к цветам. Каждый раз я могу открыть только один кран. Я оставляю колючки неполитыми, и они увядают, поливаю цветы и они цветут".

22. Для победы над страстями нужен большой внутренний подвиг. Старец Иосиф разъяснял: "Добрые дела, милостыня и все внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование".

23. Старец Иероним с о. Эгина давал советы своим посетителям относительно духовного подвига. В частности, он говорил: "Наслаждайтесь духовно жизнью. Нет ничего слаще ее. Подвиг жесток, но сладки венцы. Сурова зима, да сладок рай. Без подвига мы не приобретаем добродетели". "Избегайте празднословия. Я за те сорок лет, которые служу на Эгине, не сел и одного раза за стол. Когда настаивали, то самое большое, если я пил одну чашку кофе. Ничего больше. Большая смелость в обращении, откровенность и вольность ослабляют сопротивление человека, потихоньку приходит искуситель и ввергает нас в обстояния. Поэтому лучше избегайте этого, насколько возможно". Еще он использовал притчу, чтобы поддержать новоначальных. Часто он рассказывал историю о маленьком растении, "которое в начале подрастает мало, на одну пядь, и остается таким. Садоводы думают, что оно не смотря на уход, больше не подрастет, и скорбят. Но через малое время, когда кажется, что оно уже больше не вырастет это растение разрастается и поднимается высоко".

24. Без бодрствования не может быть духовного подвига. Старец Евсевий подчеркивал: "Требуется внимание и прилежное наблюдение за внутренним и внешним человеком, чтобы замечать хорошенько то, что в нас. То, что не Божие, мы должны отвергнуть, а отсутствующее в нас благое, которое Бог заповедует нам иметь, мы должны приобрести. Когда мы так исследуем самих себя и имеем ревность, Божественная благодать нас совершенно избавляет от зла, и мы приобретаем добродетель".

25. Старец Амфилохий говорил: "Духовные подвиги должны носить печать искренней любви и смирения. Потому что только имеющий это одеяние не считается ни с трудностями этой жизни, ни ненавистью сатаны, ни со злобой, которую показывают его орудия".

26. Раскрытие некоторых сторон жизни старцев особенно интересно. Святой Анфим с о.Хиос, обращаясь к монахиням - своим духовным дочерям - говорил: "Если бы я был и неграмотным, то все равно великими подвигами пытался бы чего-нибудь достичь. Постами, бдениями, молитвами, слезами, коленопреклонениями, мучениями день и ночь. Фарисейскими кажутся мои слова, но я говорю их для вашего укрепления. Я говорю не по-фарисейски, а по человечески. Демоны меня жгли и мучили, но я крепился. Хлеба я не доедал, воды не допивал, не насыщался сном и многое другое делал, что Бог только знает. Я не дал упокоения своей плоти. Зеленой ветки я не дал сам себе. Мешок мне был подстилкой и опираясь на корень оливкового дерева я засыпал ненадолго. Демоны не оставляли меня в покое ни на минуту".

27. Достойны внимания советы старца Иоиля своим духовным ча-дам: "Без креста никто не приходит в рай. Но крест свой мы должны поднимать, а не волочить. Чтобы поднять свой крест, мы должны видеть нашу цель. Возьмем для примера стол. Если кто-нибудь возьмет за один край, то сможет поднять его лишь с большим трудом и ненадолго, даже если он и обладает поразительной мышечной силой. Но если возьмет его в середине, то легко его поднимет и легко перенесет его туда, куда пожелает". "Имейте ясность. Потихоньку становите искренними". "Да" да будет "да", и "нет" - "нет". Не забывайте никогда следующего: что имеете в сердце, то должны иметь и на устах. Но то, что имеется на устах, обязательно должны иметь вы и в сердце". "Не забывай, что Бог уважает твою свободу. Твое спасение в твоих собственных руках. Бог, чтобы тебя спасти, хочет, чтобы того же желал и ты".

28. Старец Паисий советовал: "После выхода их Церкви в тысячу раз лучше убегать от людей, как от дикого зверя, что6ы сохранить свое духовное рассуждение и то, что вынес из церкви, чем сидеть и глазеть на шубы или галстуки, и раздражаться царапиною, которую сделает враг тебе в сердце".

29. Любовь должна руководить духовным подвигом. Старец Пор-фирий советовал: "Должно совершать свой духовный подвиг не с проповедями и препирательствами, а с настоящею, но тайною любовью. Когда мы доказываем свое, другие сопротивляются. Когда мы их любим, они приходят в умиление, и мы их покоряем. Когда мы любим, то думаем, что приносим пользу другим. В действительности же мы приносим пользу самим себе".

30. Тот же старец говорил: "Что делаем, да будем делать с желанием, свободно, ответственно и с удовольствием".

31. Достойны упоминания следующие практические советы старца Георгия из г.Драма: "Никогда не завидуй богатому. Всегда живи скромно и смиренно, без эгоизма, потому что эгоизм - это страшный грех. Когда слышишь как осуждают другого, пусть это и правда, никогда не добавляй и своих осуждений, но всегда говори хорошее и скорби о нем. Всегда заботься о любви к нищим, старым, сиротам и больным. Общайся с теми нищими и, вообще, с теми людьми, которых другие унижают. Честным трудом зарабатывай свой хлеб. Не забывай милостыни. Это путь, по которому ты должен идти. Всегда думай от том, чего бы сделать доброго. Это и есть христианская жизнь".

32. В духовной жизни преуспевают любящие Христа. Старец Иероним, чтобы подчеркнуть эту истину, использовал следующий пример: "Если ты хочешь за год сварить два-три килограмма фасоли с помощью одной горсти угля, то ничего у тебя не выйдет, ибо мало огня. Так же и в духовном. Если ты имеешь мало любви ко Христу, то у тебя нет преуспеяния. Нужно умножить любовь".

33. Интересны и следующие примеры, которые использовал старец Иероним, когда давал советы своим духовным чадам: "В одной стене мы имеем два крана. Один выше другого. Если откроем нижний кран, то вся вода вытечет, и вверху не останется ничего. Так случается и в духовном. Закроем нижний кран, который является, недуховной любовью к людям и к мирскому, и откроем верхний кран, то есть укрепимся в своей любви к Богу". "Овес подкрепляет коня. Когда конь здоров, он работает и послушен, и радует своего хозяина, и тот прибавляет корма коню. Нечто подобное бывает и с нами. Если мы послушны Богу, подвизаемся и сильно вожделеваем блага, то Бог прибавляет нам благодать и духовные блага. От нас зависит, будем ли мы духовно насыщаться или голодать". Обращаясь к обучающемуся музыке, он сказал: "Хороший ты музыкант, но не нашлось мастера, который бы помог тебе стать лучшим музыкантом. Приведу тебе один пример. Из дикого дерева в лесу мастер может сделать прекрасный стол. Но если не найдется мастера, то дерево останется таким, как есть".

34. Старец Паисий говорил: "Христос - весь доброта, утешение, и с Ним всегда легко дышать. У него в изобилии духовный кислород".

35. Старец Епифаний говорил: "Однобокости, в своей сущности, еретические, принесли Церкви большой вред. Несколько лет назад нельзя было говорить о монашестве, - только о проповедях, катехизации, циклах бесед и тому подобном. Сегодня нельзя говорить о братствах без того, чтобы тебя не очернили ненавидящие деятельность люди. Все, что делается в ограде Церкви ради славы Божией, приемлемо. Один хочет произносить обличительные проповеди, другой может иметь стремление к пению, третий желает уединиться в киновии, четвертый - в пещере, пятый - хочет стать женатым или неженатым священником, а последний - писать религиозные книги. Все это приемлемо, если мы не абсолютизируем этого, а делаем во славу Божию".

VIII. ДУХОВНЫЕ ПОУЧЕНИЯ

1. О необходимости изучения Евангелия старец Иероним говорил: "В совершенно закрытом доме темно. Если откроешь окно, то увидишь самые большие вещи. Если откроешь больше и проникнет свет, то увидишь вещи и помельче. Когда же прольется внутрь солнечный свет, то увидишь и пыль, висящую в воздухе. То же бывает и в душе, которая принимает свет Евангелия. Она видит и мельчайшие грехи".

2. Старец Порфирий, обращаясь к своему посетителю, сказал: "Чи-тай очень много, чтобы Бог просветил твой ум. Знаешь, я читал очень много и, конечно, чтобы меня не беспокоили другие, поднимался на дерево по самодельной лестнице, которую я поднимал после того, как поднимался сам, чтобы меня не видели и не тревожили. Там я читал часами".

3. Тот же старец часто использовал и следующий образ: "Вот ты находишься в темной комнате и машешь руками, чтобы прогнать тьму, которая, естественно, не уходит. Но если ты откроешь окно и внутрь ворвется свет, то тьма исчезнет. То же самое и с поучением. Священное Писание, жития святых и Святые Отцы - это свет, который прогоняет
душевную тьму“.

4. Духовная польза не приходит от простого изучения Евангелия. Об этом старец Евсевий говорил: "Человеку сколько бы он ни знал, не помогает его знание, если не посетит его благодать Святого Духа. Человек похож на дом, который, если закрыт, бесполезен. Нужен ключ. Так и ум человеческий, если не будет отперт благодатью, то не приносит пользы человеку. Один преподаватель университета мне говорил, что, изучая различные творения философов, он понимал их. Но, изучая Евангелие он понимает слова, а не глубинный смысл".

5. Старец Иоиль, который был человеком ученым и великим пи-сателем, подчеркивал, что поучению должен сопутствовать и подвиг. В частности, он говорил: "Будешь читать Святых Отцов, то увидишь, что по многим вопросам они имеют свои мнения и иногда разногласия. Вот, для примера, отрывок из Писания: один толкует его так, а другой иначе. Но если есть какой-то вопрос, по которому у Отцов нет разногласий, так это вопрос подвига. В этом существует соборное согласие Отцов. Все они воспевают пост, бдение, добровольную бедность, озлобление тела и, в общем, доброе житие". И, добавлял: "Мы смотрим на то, что сказали и что написали Отцы, но не на то, как они жили. Вместо того, чтобы составлять примечания на писания Отцов, мы должны были бы подражать их житию. Отцы много молились, много бодрствовали, много постились, любили нищету и простоту, ненавидели мирское мудрование, боролись с заблуждениями, презирали житейский покой, убегали от наград, славы, почестей и очень любили мученичество. Делаем ли мы это? Мы держим в руках книги Отцов, но наша жизнь - это отрицание их жизни. Отцы - это жизнь, а не филология!"

6. Старец Амфилохий убеждал: "Дайте своим душам с простотою принять то богатство, которое предлагают святые писания Отцов нашей Церкви и постарайтесь сохранить его добродетелью смирения. Когда вашему учению будет сопутствовать святой страх, тогда вы почувствуете Божественную благодать".

7. Старцы имели особую любовь к авве Исааку Сирину. Старец Иероним убеждал своих духовных чад изучать его аскетические слова. Он говорил: "Читайте из книги преп. Исаака Сирина один лист в день. Исаак - это зеркало. Смотрите, где вы находитесь. Исаак - это термометр. Я очень люблю благословенного авву Исаака. Он - мой старец". Он предпочитал читать его сам, даже когда это было тяжело для его глаз, потому что "тот, кто читает - как жнущий, а слушающий - как собирающий оставшиеся колосья".

8. Относительно чтения различных книг старец Порфирий разъяснял: "Плохая книга причиняет тебе зло. Хорошая книга приносит тебе пользу. И если ты еще не готов применить это на практике, но внутренне сильно этого желаешь, потихоньку, со временем, без принуждения и давления, созревает желание доброго, и ты, наконец, этим пользуешься". И о неспособности некоторых запоминать то, что читают, он добавлял: "Знайте что все это откладывается в вашей памяти, и в подходящий момент Христос это нам открывает". В другой раз он убеждал людей читать Евангелие, "в котором заключены сокровища, и которое разрешает все проблемы. Это действительно философия. Это философия Откровения. Здесь истины Божии, - так, как они были выражены изначала. Нет других истин, новых, несмотря на то, что мир прогрессирует и с помощью науки люди летают к звездам".

9. В наше время выходит очень много книг, и поэтому нужно боль-шое внимание в выборе. Относительно этого старец Иоиль давал такие советы: "Надо быть очень внимательными в выборе читаемых нами книг, ибо время дорого, и не должно его тратить на чтение серых и безвкусных книг. Книгу, которая не стоит того, чтобы прочитать ее второй и третий раз, не нужно читать ни разу".

10. Старец Паисий подчеркивал, что мы должны читать Евангелие, Отцов и поучения. Но он разъяснял, что "цель чтения - это исполнение прочитанного самим человеком. Мы читаем для заучивания не внешнего, а внутреннего. Не для упражнения языка, а для того, чтобы суметь получить огненный язык и переживать таинства Божии. Учеба, приобретение знаний и получения знания для учения других, без исполнения всего самим человеком не приносит ему никакой пользы. Он только надувает свою голову воздухом, и самое большее, что может сделать, так это подняться на Луну с помощью машин. Но цель христианина - подняться к Богу без всяких машин".

IX. ИСКУШЕНИЯ

1. Старец Даниил из афонского скита Катунаки говорил, что демон "ничему не радуется так много, как общению с человеком эгоистичным и работающим своему "я", независимо от того, кем он является: богословом, усердным или великим подвижником. И наоборот, он боится сознательно смиренномудрого и послушливого".

2. Дьявол находится повсюду. Старец Иосиф обращал внимание на следующее при молитве подвижников: "В трех составных, которые формируют человека: душе, теле и окружающей среде - находится окопавшийся и вооруженный до зубов враг. Он не пропускает подходящего случая подавить или испытать веру человека. Дьявол, в зависимости от обстоятельств, нападает и противится нашим собственным решениям. Но главнейшая его цель - поразить веру в человеке и опозорить его, сделав предателем и скептиком. Если это удастся, то он отбивает и усердие с ревностью. Вся война из-за веры, но и вера все содержит. Если поколеблется вера, то все пошатнется и прорвется линия фронта".

3. Об ухищрениях дьявола старец Епифаний говорил: "Как коварен дьявол! Молодым, заключившим счастливый христианский брак, он нашептывает: "Насколько было бы лучше, если бы вы пошли в монастырь и переживали духовные небесные радости, вдали от семейных забот, которые вас рассеиваю и тянут вниз!" Другим, которые ушли в монастырь, возжелав девства во Христе, шепчет: "Насколько было бы лучше, если бы вы заключили брак и создали домашнюю Церковь, и жили бы в семейном счастье, вдали от жестокого аскетизма и уединения, которое вас удручает!" И если бы женатый стал монахом, а монах женился, то он бы сказал им обратное. И все это - чтобы ввергнуть их в отчаяние и сбить с пути спасения, ибо и благословенный брак, и девство во Христе - это спасительный путь".

4. Старец Евсевий говорил о нападениях дьявола: "Дьяволу легче сбить нас направо и ввергнуть оттуда в падение, ибо это кажется ревностью по Богу, добродетелью и исполнением обязанности, и это опаснее, чем падение влево, в котором ясно видится грех. Мы, должны всегда сохранять мирное состояние души". И в раз он советовал своему духовному чаду: "Если не видишь у других людей согласия с твоими взглядами, не удивляйся этому. Из слов Господа мы знаем, что лукавый воздействует на взгляды людей и помрачает их умы, чтобы они не разглядели свою пользу и не были бы послушны гласу Господню".

5. Относительно противостояния искушениям старец Порфирий советовал: "Идите своим путем. Дьявол будет приходить со своими помыслами и тянуть вас за рукав, сбивая с пути. Но вы не оборачивайтесь, не заводите с ним беседы и не противоречьте. Так дьявол будет поражен и вас оставит".

6. Старец Иосиф говорил, что начала и власти тьмы "бывают побораемы не сладостями и лукумом, а потоками слез, болью душевной даже до смерти, крайним смирением и великим терпением, и непрерывной болезненной молитвой".

7. Кроме других нападений, дьявол атакует духом скорби и душу христианина, подвизающегося по Христу. Об этом старец Даниил говорил: "Эта скорбь приходит в душу не вместе с оскорблением, как это в обычае у дьявола, но тончайшей умной пленкой покрывает одновременно и душу, и все ее силы и делает ее жестокой и неспособной к умилению. Она отнимает ревность и веру, и лишает ум силы производить спасительные помышления".

8. Старец Паисий говорил, что Бог попускает искушения, "чтобы скорбями и рыданиями очистить от грязи и сделать непорочной нашу душу, и чтобы мы для своего спасения были вынуждены прибегать к Богу".

9. Для противостояния искушениям требуется внимание. Характер--но говорил об этом старец Амфилохий: "Когда кто-нибудь бросает в собаку камень, то часто собака, вместо того, чтобы накинуться на бросавшего, кидается на камень и кусает его. Так делаем и мы. Искуситель посылает кого-нибудь другого, чтобы он нас искусил словом или поступком, и мы, вместо того, чтобы набросится на кинувшего в нас камень, т.е. искушение, кусаем сам камень - своего ближнего, которого использовал ненавистник добра".

10. Тот же старец подчеркивал следующее: "В час искушения мы должны терпеть и творить молитву. Искуситель - великий мастер своего дела. Он последних делает первыми. Искуситель беспокоится, тоскует и производит внешние брани. Он очень искусен. Он приводит человека в колебание, поэтому мы и терпим много крушений. Когда мы в искушении, тогда нисходит к нам Божия благодать. Когда кто-либо испытывается в искушениях, тогда уверяется в своем бессилии, смиряется и привлекает Божию благодать. Не поддавайтесь ветрам искушений. Они вам ничего не могут сделать".

Х. ДУХОВНЫЕ ОПЫТЫ

1. Кто вожделевает Христа, тот предается непрестанной молитве, которая, как говорил старец Иероним, "обновляет человека, радует его и делает его всего духом. Он не чувствует, что имеет в себе внутренности, мясо и кости. Он дух. И когда его желание сильно разгорится, тогда он уже не может говорить. Он чувствует внутри себя Бога и плачет".

2. Еще два опыта старца Иеронима: "Для духовной жизни нужно большое внимание. Она очень сладка, но нужен подвиг. Чтобы спастись, человек должен омыться либо своей кровью, либо своими слезами. Святые мученики омылись своей кровью, мы же прольем хотя бы немного слез". "Я не знаю ни одной церкви, которая не была бы прекрасной. Одно и то же я чувствую везде. Если я пойду и в маленькую часовню, где только одна икона, мне и это достаточно. Бог везде. И да не думаем, что Он находится только в больших и впечатляющих церквях".

3. Старец Филофей говорил: "В детстве, читая жития святых, я почувствовал, что в мое сердце как будто вошел луч божественного света, который наполнил его сладостью, радостью и веселием и воспламенил желание и любовь к Богу и небесному. Тогда, спал ли я, ходил ли или разговаривал, ум мой помышлял о небесном и сердце мое прилеплялось к Богу".

4. Старец Амфилохий говорил: "Духовная жизнь имеет много радостей. Ты воспаряешь, покидаешь мир, и тебя не заботит ничто. Ты становишься дитятей, и вселяется Бог в твое сердце".

5. Об уединении, которого избегают современные люди старец с о.Патмос говорил: "Уединение - это беседа с Богом и с духами, которые приближаются к нам с любовью и заботой. Я никогда не променяю голых и темных скал Патмоса на украшенные цветами сады Афин. В городе люди не мыслят свято. Они видят цветы, красивые виллы, но сердце их ни разу не приносит благодарения Богу, окружившему нас такою красотою. Однако, в пустыне и самый плохой пейзаж, и самая безголосая птица побуждают к созерцанию Бога. Итак, счастлив тот, кто находится вблизи Бога, даже если он и живет на какой-нибудь скале".

6. Старец Порфирий говорил: "Когда нас посещает Святой Дух, мы это понимаем и не сомневаемся в этом нисколько. Это не похоже на наше обычное умиление. Это нечто, что приходит свыше и нас преображает совершенно, делает нас другими людьми. Когда приходит в нас Христос, тогда мы живем любовью, объемлющей весь мир. Зло, грех и ненависть исчезают сами, и не могут остаться, ибо больше не имеют места в нас".

7. Жить в райском блаженстве можно еще в настоящей жизни, ког-да для этого есть необходимые условия. Афонский старец Гавриил говорил: "Чистая простота, соединенная со страхом Божиим, приводит человека в блаженное состояние, которое первозданные люди имели в раю прежде преслушания".

8. Старец Амфилохий о том, какими нужно видеть других людей, говорил своим духовным чадам следующее: "Всех нужно видеть высшими себя, сколько бы немощей они ни имели. В обращении с другими не имейте суровости, но имейте в мысли, что каждый человек имеет одно с вами предназначение. Я, благодатию Божией, всех других видел высшими себя и святыми".

9. Особенный интерес представляет откровение старцем Епифанием своего опыта монахам, чтобы ободрить их в подвиге отсечения своей воли. Он сказал: "Ах, отцы мои! Знали бы вы, как я сокрушил свою волю! Две вещи я любил в своей жизни: читать и писать, но и этого лишился и лишаюсь так, как теряют люди самую большую радость в этом мире. Когда я изучаю Священное Писание и Отцов, тогда я восхожу от земли на небо. Что же касается писательства - простите меня за то, что я вам скажу - но от него я пьянею. Я вижу, как пишут другие: они перечеркивают, пишут, снова перечеркивают и снова пишут... Я же не успеваю выражать свои мысли, ибо они заваливают меня, как хлопья снега, и я чувствую будто моя рука обретает крылья. Но вопреки такой моей способности к писательству и жажде чтения, я лишаюсь и этого, и сижу поднимая трубку постоянно звонящего телефона, чтобы разрешить то или иное затруднение. Или исповедую часами, не только образованных, но и простых, и безграмотных людей. Сказанным я не уничижаю Таинства исповеди перед писательским трудом. Однако, воля Божия для меня - исповедь, а не чтение и писательство, которые меня привлекают”.

http://www.orthodox.spb.ru/


Священник Дионисий Тацис. СЛОВО СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ. "ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ"

        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 596-63-98, факс:(812) 596-63-73
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/