СЛОВО СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ

Священник Дионисий Тацис

 

"ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ"



"Не говорите, что невозможно принять
Божественный дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему,
сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного света
Или, что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Но очень даже возможно желающим."
(Прп.Симеон Новый Богослов. Гимн 27-й (125-132))

"Однобокости, в своей сущности, еретические, принесли Церкви большой вред. Несколько лет назад нельзя было говорить о монашестве, - только о проповедях, катехизации, циклах бесед и тому подобном. Сегодня нельзя говорить о братствах без того, чтобы тебя не очернили ненавидящие деятельность люди. Все, что делается в ограде Церкви ради славы Божией, приемлемо. Один хочет произносить обличительные проповеди, другой может иметь стремление к пению, третий желает уединиться в киновии, четвертый - в пещере, пятый - хочет стать женатым или неженатым священником, а последний - писать религиозные книги. Все это приемлемо, если мы не абсолютизируем этого, а делаем во славу Божию".

Старец Епифаний

XVI. СТРАДАНИЯ И СКОРБИ

1. Почему Бог попускает, чтобы праведные и добродетельные люди терпели ужасные болезни? Старец Епифаний давал на это такой ответ: "Чтобы они очистились от ничтожных следов своих страстей и получили больший венец на небе. Кроме того, поскольку Он попустил, чтобы и сын Его претерпел смерть на Кресте, то что же сказать о людях, которые, сколь святыми бы они бы ни были, имеют грязные пятна грехов?" Старец говорил и еще нечто, очень важное, что полезно и для других: "Скорбь нас очищает. Настоящий человек всегда в скорби. В радости он изменяется, становится другим. В скорби он становится таким, какой он есть на самом деле. И тогда, по преимуществу, он приближается к Богу. Он чувствует свое бессилие. Часто, когда он во славе и в радости, он думает о себе, что он "пуп земли", или, если хотите, центр вселенной: "Я, и никто другой!" В страдании и скорби он чувствует себя незначительной мурашкой во вселенной, полностью зависимым, и ищет помощи и поддержки. Все мы, пережившие страдания, душевные или телесные, знаем, что никогда мы не моли-лись так, и по качеству, и по количеству, как молились мы на одре болезни или в испытании тяжелой душевной скорбью. Но тогда мы имеем все, мы забываем и о молитве, и о посте, и о многом-многом другом, Поэтому Бог и попускает страдание".

2. Старец Паисий говорил: "Удары необходимы для спасения нашей души, потому что они очищают душу. Чем больше бьешь и трешь одежду, тем чище она становится. Так и осьминогов с каракатицами делают мягче и очищают от черной жидкости".

3. О духовной цели скорбей старец Иоиль из г.Каламы говорил: "Ис-пытания скорбями, которые Бог попускает человеку, имеют целью воспитать праведников на земле и вознаградить их в другой жизни. Очевидно, что скорби в нынешней жизни - это подготовка человека. Скорбь - это то, что смиряет человека, отрывает его от мирского, проявляет его характер, очищает его мысли и возвеличивает его, ибо он терпит скорбь. Когда праведный немоществует, он легче воспаряет к небу. Когда на него клевещут, он легче отрывается от людей и ищет своего Искупителя Христа. Когда его одолевает материальная нужда, он становится смиреннее и с большей теплотой молится Богу. Человек похож на бесформенный кусок мрамора, нуждающийся в резце скульптора, т.е. человек нуждается в резце Божиих скорбей".

4. Старец Евсевий говорил: "Человек должен знать, что Бог не попустит скорбей свыше его сил и даст ему большое мужество. Это знание делает его мужественным, терпеливым и великодушным, ибо влагает в его душу убеждение, что Бог, по любви попустивший скорби, непременно поможет ему избавиться от них и получить великую пользу".

5. О болезни старец Иероним говорил: "Я благодарю Христа, когда Он дает мне возможность поболеть. Тогда я вспоминаю мучеников и забываю свою болезнь. Прекрасные и полезные вещи - скорбь и болезнь. Болезнь я считаю даром Божиим. Многие познали Бога благодаря пережитой ими болезни".

6. Болезнь, чтобы дать духовные результаты, требует терпения. Ста-рец Порфирий подчеркивал, что "немощи подвигают нас к добру, когда мы терпим их безропотно, просим Бога простить наши грехи и славим имя Его".

7. Старец Иосиф советовал своим духовным чадам: "Не бойтесь не-мощей, если даже страдаете до конца жизни. Ведь Бог всегда с нами, что вы волнуетесь? В нем живем и движемся (Деян. 17, 23). В Его объятиях страдаем. Богом мы дышим, Богом мы окружены, Бога мы осязаем, Бога мы вкушаем в Таинстве. Куда ни повернемся, куда ни посмотрим, везде Бог. На небе, на земле, в безднах, в деревьях, внутри камней, в вашем уме, в вашем сердце. Итак, Он не видит, как вы страдаете и как вы терпите? Скажите Ему о своих горестях и вы увидите утешение и исцеление и тела, и души вашей".

8. О6 отражении скорбей старец Евсевий писал своим духовным братьям: "Я знаю, что скорби и искушения вас никогда не оставляют. Хотящим угодить Богу во всем и искушения, и скорби, и трудности, и немощи, и бедность содействуют в обновлении и совершенствовании. Посему терпите и пребывайте в терпеливом ожидании помощи Божественной благодати".

ХVII. БРАК И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

1. Старец Филофей писал своему духовному чаду: "На то, какое житие тебе избрать, брачное или безбрачное, да будет воля Божия, поскольку часто люди желают одного, а Бог повелевает другое. И брачное житие хорошо, но безбрачное, девственное лучше и выше, ибо заботится о том , как угодить Богу, а женатый - как угодить жене и миру. Бог не принуждает никого ни к женитьбе, ни к безбрачию. Человек сам должен избрать один или другой образ жизни. Если он колеблется в выборе, то пусть сотворит теплую молитву, с умилением и благоговением, чтобы открыл ему то Бог".

2. О счастье в браке старец Порфирий говорил: "Счастье может быть, но требуется одно условие: супруги должны приобрести духовное богатство, любя Христа и храня Его заповеди. Так они достигнут истиной друг к другу любви и будут счастливы. Иначе они будут духовно нищими, не смогут оказать любви, демоны будут ввергать их в искушения, которые сделают их несчастными".

3. Старец Иаков говорил: "Душа моей матери была монашеской. Мать моя за мое слабое здоровье называла меня осенней птичкой".

4. Обращаясь к своей духовной дочери, вступившей в брак, старец Иероним говорил: "Ты думала, что будешь счастлива в браке, но теперь видишь, что это не так, и хочешь, чтобы душа твоя была наполнена другим, т.е. ты ищешь духовного. Так случается и в море: когда в сети находится немножко пищи-приманки, рыбы подплывают, чтобы съесть ее и попадают в сеть, их закрывают, они остаются там и уже не могут выбраться наружу. Тогда они говорят: "Почему нас обманули и мы теперь закрыты здесь? Как хорошо тем, кто снаружи!" А те кто снаружи, говорят: "Как хорошо тем, кто внутри! О имеют и пищу!" Так и есть. Женатые ублажают холостых, а холостые иногда завидуют женатым. Но не нужно менять решение. Каждый там, где он есть, и то, что он любит должен делать правильно и честно исполнять свое предназначение".

5. Тот же старец в подобном случае подчеркнул: "Не скорби, что женился. Хорошо и высоко монашество, ибо имеешь крылья и вос-паряешь к небу, в то время, как женатый ходит по земле, по суше. Прекрасно на небе, но опасно, ибо, если упадешь, то разобьешься на кусочки, а если споткнешься на земле, не разобьешься и легко встанешь".

6. Опытный духовник старец Епифаний о супружеских отношениях говорил: "Воздержание в браке исключительно ради любви Божией - это отлично и прекрасно. Когда создается семья, где не препятствуют рождению детей, это на уровне "хорошо", и когда воздерживаются исключительно ради того, чтобы избежать деторождения, и это оценивается на "хорошо". Во всяком случае, все эти категории выше проходного балла. Все остальное должно решаться сообща, но никак не дносторонне. Иначе это грех".

7. Достойны внимания и следующие слова старца Епифания: "Не-женатый имеет права и обязанности. Когда он женится, тогда у него прав меньше, а гораздо больше обязанностей. Но когда появятся и дети, тогда у него совсем нет прав, а только обязанности". "Зачем на автомобиле поставили резиновые колеса с камерами? Чтобы они амортизировали и имели хорошее сцепление с дорогой и тем самым устраняли опасности. Если бы колеса были твердые и неупругие, то автомобиль не смог бы двигаться. Проехав небольшое расстояние, они бы разрушились из-за вибрации, вызванной маленькими неровностями грунта. То же самое случается и с уступчивостью в семье. С ее по-мощью избегают многих проблем и обеспечивают постоянное духовное
преуспеяние".

8. Одному человеку, боявшемуся, что попадется ему злая жена, старец Порфирий сказал: "Злая жена может быть для тебя счастливой возможностью попасть в рай".

9. Старец Иероним некоей замужней женщине дал следующие советы: "Слушай своего мужа, уважай его и ставь выше себя. Он многое познал. Не проси у него ничего. Бог дал тебе детей-ангелочков. Посмотрим, какими их сделаешь. Родители несут большую ответственность за своих детей. Я знаю одну женщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ей сказал: "Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях!"

10. Когда родители нерелигиозны, "ребенок не должен исполнять злые их пожелания, но должен хранить заповеди и исполнять волю Божию, - говорил Старец Евсевий. - Потому что первая и большая заповедь, как учит Священное Писание, это любовь к Богу и послушание Ему, которое выше любви и послушания родителям, родственникам, друзьям и любому любимому человеку или земному интересу".

11. О воспитании детей старец Паисий говорил: " Первую духовную простуду дети схватывают, благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей". "Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей, и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются".

12. Старец Филофей поучал: "Родители пусть воспитывают своих детей с колыбели. Пусть они учат их страху Божию, пресекают их злые стремления и порывы, пусть не заискивают перед ними и не удовлетворяют их дурных пожеланий и вкусов. Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок неизгладимо останется с ним до ста-рости". "Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым. Если оно вырастет и хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять, тогда оно трескается и ломается. Так и наши дети. Когда они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и воздвигнем для них стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели, когда им не будет страшна никакая опасность".

13. Интересны следующие советы старца Порфирия родителю, воспитывающему детей: "Не дави на детей. То, что хочешь им сказать,

говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит. Эта молитва твоя будет, как духовная ласка, которая обнимет и привлечет детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время, как духовной ласке они не противятся никогда". "Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами - дьявола. С дьяволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми".

14. О воспитании детей старец Епифаний говорил родителям: "Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге". "Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того, чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его". "С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребенок брыкается, не отпуская уздечку , ослабим ее, иначе же он ее порвет. Но когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведем его, куда пожелаем". "Родители должны любить своих детей, как детей, а не как своих идолов. То есть, ребенка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким каким бы они хотели его видеть - похожим на них".

XVIII. РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ

А. О смерти

1. Старец Филофей говорил, что человек в настоящей жизни прохо-дит через много трудностей, которым он должен противостоять верою в Бога. В частности, он подчеркнул: "Настоящая привременная жизнь похожа на море, и мы, люди - на суденышки. И как корабли, ходящие по морю, встречают не только штиль, но и сильные ветры, и грозные штормы, и опасности, так шествующие по морю привременной жизни, часто встречаем сильные ветры, великие бури, интриги, искушения, немощи, скорби, затруднения, гонения и различные опасности. Но мы не должны робеть. Будем иметь храбрость, мужество, веру. И если мы, как люди малодушные и маловерные, оробеем в опасностях, то, как Петр воззовем ко Христу, и Он протянет руку Свою и поможет нам".

2. Старцы встречали смерть с мужеством и глубокой верой в веч-ную жизнь. Интересны те притчи, которыми говорил старец Георгий, чувствуя приближение конца своей земной жизни: "Я должен уйти. Это воля Божия, и я должен уйти, ибо грех очень распространился. Мир валяется в трясине греха и не понимает того. И это меня утомляет. Я должен уйти. Но я жалею только что посаженные мною в саду деревья, потому что они еще малы и слабы. Они не успели окрепнуть и стать прочным стволом, и первый же ветер их согнет". "Я пастух, и у меня есть отара овец, о которых я забочусь, чтобы они были такими, как я хочу. Но, когда я уйду, отара моя разбредется. Конечно, часть овец останется в моем загоне, но многие уйдут и будут слоняться здесь и там. Придут и чужие овцы в мой загон, и будут научены моими верными овцами, и никакие напасти их не сломят". И в другой раз он говорил своим духовным чадам: "Не огорчайтесь. потому что все мы уйдем отсюда. Мы - проходящие путники. Мы пришли сюда, дабы показать свои труды и уйти".

3. О памяти смертной старец Даниил говорил: "Когда я вспоминаю смерть, я попираю свое высокомерие и постигаю, что я ничто. Я чувствую, что богатство, честь и мечтания о тленном суетны и бесполезны, и только смиренное познание самого себя, любовь к ближнему и подобное сему могут мне много помочь в час моего исхода. Но когда я расстаюсь с памятью смертной, тогда разумная, желательная и раздражительная силы души наполняют меня чуждыми и враждебными помыслами, и я становлюсь посмешищем людей и демонов".

4. На вопрос одной женщины, является желание смерти, старец Ио-иль ответил: "Если желаешь умереть, чтобы освободиться от страданий, то это, конечно, грех, ибо ты ропщешь на Бога, попускающего тебе страдать. Но если ты желаешь умереть, дабы не грешить и не огорчать своими грехами Бога, то это совсем не грех. И снова, если ты желаешь умереть, потому что не выносишь разлуки с Богом и хочешь перейти поближе к Нему, тогда твое желание трижды благословенно".

5. Старца Епифания спросили, боится ли он смерти, и тот ответил: "Смерти я не боюсь, конечно, не из-за своих трудов, но потому что верю в милость Божию".

6. Говорил старец Амфилохий: "Благодатью Божией человек до-стигает духовного подъема, преображается, становится иным чело-веком, и его покидает страх. Он не боится смерти, и жизнь, сколь хорошей бы она не казалась, он считает пленом".

Б. О душе

1. Старец Порфирий посетил в университете несколько уроков психиатрии, чтобы разрешить свое недоумение: как могут быть психиатры, не верующие в существование души. И он сделал вывод: "Психиатры и психологи похожи на слепца, пытающегося через осязание постигнуть находящиеся вокруг него вещи. Душа очень глубока и только Бог ее знает".

2. О достоинстве души старец Иоиль говорил: "Душа бесконечно дорога. И это совершенно очевидно. Когда мы хотим очистить ткань, мы никогда не употребляем такое мыло, которое дороже самой ткани. Мы берем мыло, которое дешевле ткани, или, самое большее, равное с нею в цене. Но чем же омылась и очистилась человеческая душа? Кровью Господней! Какова цена Крови Господней? Безмерна! Но тогда должна быть безмерно дорога и человеческая душа, очищенная ею".

В. Сребролюбие

1. О людях, которые привязаны к материальным благам, старец Паисий говорил; "Обладающий материальными вещами всегда обладаем тоскою и беспокойством: то он дрожит, чтобы не взяли у него эти вещи, то - чтобы не взяли у него душу. Так же и скупец, у которого болит сильно сжатая рука; но он сжал и сердце свое и сделал его каменным. Для того, чтобы он исцелился, его должны посетить несчастные люди, вызвать у него боль, и тогда он будет вынужден мало-помалу открыть свою руку, и умягчится тогда и его каменное сердце, и станет сердцем человеческим, и так откроются ему райские врата".

2. Старец Порфирий говорил: "То, пойдем ли мы рай или в муку, зависит не от того, сколько у нас денег, много или мало, а от того, как мы употребим то, что имеем. Деньги, имения и все материальные блага не наши, они Божии, а мы ими только заведуем. Бог потребует от нас отчета, до последней нашей копейки, в том как мы ею распорядились, согласно ли Его воле или нет".

Г. Современные люди

1. "Люди нынче, - говорил старец Филофей, - невоздержаны. И на-род, и духовенство, как необузданные бессловесные животные, бегут на грех. Они не задумываются о Боге, смерти, суде, воздаянии, ни о чем, только о материальных интересах, о теле, наслаждениях и по-честях. Очень мало тех, к то имеет истинные интересы, и, возможно, ради этих немногих содержит Бог мир".

2. Старец Паисий говорил: "Упокоевающие себя в материальном мире и не беспокоящиеся о спасении души похожи на глупых птичек, которые не шумят в яйце, чтобы разбить скорлупу, выбраться наружу и радоваться солнцу - небесному полету в райской жизни - но остаются неподвижными и умирают под яичною скорлупою".

3. "Мирские люди меня утомляют, - говорил старец Амфилохий, - потому что накопленное в них приходит на меня сверху, как электрические волны".

4. Говорил старец Порфирий: "Нынче люди терпят неудачи, потому что ищут любви к себе. Правильно же - не интересоваться, любят ли тебя, но любишь ли ты сам Христа и людей. Только так наполняется душа".

5. О современных людях старец Георгий из г.Драма говорил: "Люди удалились от простодушия и доброты Каждый день все их заботы в шествии ко злу. Сколько лет они идут к гибели, но Бог того не желает".

6. О людском благородстве нашего времени старец Паисий замет-ил: "Лицемерное мирское благородство причиняет много зла, потому что им можно обольстится и открыть свое сердце мирскому человеку, и совершенно зря истратить свое благочестие на того, кто и не знает, что это такое. Это все равно, что давать золотые монеты тем, кто знает только бронзовые гроши".

7. Старец Филофей говорил: "Считающиеся христианами делятся на две категории: грамотных и неграмотных. Большинство неграмотных - неверующие: они знают, что существует Бог, что такое Бог и что такое вера. А выучивают они столько легенд, столько нескромных песен, столько танцев! Большинство грамотных совершенно неверующие. Большинство, за немногим исключением чурбаны! Они никогда не мо-лятся и стесняются налагать на себя крест".

Д. О Православии

1. Говорил старец Порфирий: "Истина в Православии. Я пережил ее и знаю ее благодатью Божией. Есть много светов, которые впечатляют. но истинный свет только один".

2. Неприятное состояние нашей Церкви старец Паисий описывал следующим образом: "К сожалению, многие в наше время будоражат Мать - Церковь. Образованные среди них восприняли догматы умом, а не духом Святых Отцов. Другие же, необразованные, приняли догматы зубами, посему и скрежещут зубами, обсуждая церковные проблемы, и приносят Церкви больший вред, чем ее внешние враги".

Е. Противостояние еретикам

1. О противостоянии иеговистам старец Порфирий говорил: "Бедные

лжесвидетели Иеговы, да помилует их Бог! Одни христиане негодуют на них, другие грызутся с ними и ругают их, третьи подают на них в суд.

Но та хилиазм не побороть. Только освятившись сами, мы можем побороть его".

2. Старец Паисий говорил: "Необходимо, чтобы каждый православный влагал в души инославных благое беспокойство, т.е. чтобы они поняли, что находятся в прелести и не успокаивали ложно свой помысел и не лишились в этой жизни богатых благословений Православия и в другой жизни - больших и вечных благословений Божиих".

3. "Чтобы опровергнуть все глупости, которые пишут против Хри-стианства, - говорил старец Епифаний нужно иметь горы мозгов, леса ручек, море чернил и поля бумаги".

Ж. О природе

1. "Когда я пришел в монастырь, - рассказывал старец Иаков, - из-за пожара, случившегося раньше, все горы вокруг были голы, и виднелось лишь немного сосен и елок. Когда я ходил на различные послушания, у меня в кармане были семена из шишек сосны, и я их сеял по всей округе. Я и молился, чтобы лес был сохранен, главным образом, от пожаров, причина которых - зависть дьявола, посылающего свои орудия, чтобы уничтожить леса".

2. Старец Амфилохий говорил: "Сажающий дерево, насаждает надежду, мир и получает Божии благословения".

3. Достойно внимания пророчество старца Георгия: "Придет время, когда вы придете к деревьям и не сможете есть фрукты".

3. Современная Греция

1. Старец Епифаний говорил: "Я переживаю и тревожусь, смотря на путь, по которому идет греческий народ, постоянно "разгречиваясь", расхристианизуясь, обесцвечиваясь, отрезая себя от своих корней и теряя черты своей неповторимости".

2. "Наша страна, - говорил старец Амфилохий, - покрыта льдами материализма и безбожия, и мы все вместе призваны растопить их. Только когда растают эти льды, мы сможем найти ту настоящую землю, которую возделал апостольский плуг и напоили кровь мучеников и пот преподобных, и обрадоваться ей. Тогда только умное Солнце согреет греческую землю, и она сразу пустит ростки, зацветет и принесет плоды, как и прежде к славе Божией".

3. "Бичом Божиим для нас, греков, когда мы сходим с Его пути и падаем в нечестие и грех, являются турки", - говорил старец Иероним с о.Эгина.

4. Некто спросил старца Порфирия, за кого нужно голосовать на выборах в парламент, и тот ответил ему иносказательно: "Православная Церковь - что наседка. Своими крыльями она покрывает и белых цыплят и черных, и желтых, и всяких цыплят любого цвета". И в другой раз он сказал о политиках: "Что сделают для тебя политики, если они сами запутались в своих душевных страстях? Когда человек не может помочь самому себе, как он сможет помочь другим? Вот и мы дошли до этого. Если бы мы были истинными христианами, то смогли бы послать в парламент, конечно, не христианскую партию, а христиан-политиков, и дела бы шли тогда по-другому".

Краткие биографические данные старцев

Амфилохий (Макрис), старец с о. Патмос (1889 - 1970). Родился на о.Патмос и в возрасте 1б лет стал послушником монастыря св.апостола Иоанна Богослова. В 1935 году избран его игуменом. Вел обширную духовную и общественную деятельность.

Анфим (Вайанос), старец с о.Хиос (1869 - 196О). Его родина - г.Ливавадья на о. Хиос. Продуктивно трудился в лепрозории (лечебном учреждении, где живут и трудятся больные проказой) Хиоса, который превратил из "места страдания в рай". Ктитор и духовник женского монастыря Божией Матери Помощницы. В 1992 году канонизирован Церковью.

Гавриил (Казасис), афонский старец (1886 - 1983). Родился в местечке Месениколас в номе (административная единица в Греции) Кардица. В 1910 году прибыл на Афон, где на протяжении ряда лет священствовал и был игуменом монастыря Дионисиат. Знаменитый духовник, писатель-самоучка, деятельный афонский монах.

Георгий (Карслидис), старец из г.Драма (1901 - 1959). Его родина - г. Аргируполи на Черном море. В 1929 году переезжает в Грецию. После различных передвижений место его постоянного служения - Церковь Архангелов в г.Драма. В 1934 году строится монастырь Вознесения Господня, где старец проводит оставшееся время своей жизни, насаждая благочестие в христианах округи.

Даниил (Димитриадис), старец афонского скита Катунаки (1846 -

1929). Родился в г. Смирна. С малых лет горел желанием монашества. Великий святогорец. Писал книги и иконы.

Епифаний (Феодоропулос), старец из Афин (1930 - 1989). Родился в местечке Вурнази нома Мессиния. Человек с призванием к священству,

с жаждой знания, юный старец. Незаметный клирик и известный писатель. Любил священные каноны, которые изучал и соблюдал. Отказался стать епископом. Духовный отец многих людей и основатель монастыря Благодатной Богородицы в Тризине.

Евсевий (Матфопулос), старец из миссионеров (1849 - 1929). Его родина - Мелиссопетра в Гортинии. В юном возрасте постригся в монахи. Посвятил себя, главным образом, проповедническому служению. Осуществил множество миссионерских поездок. Писатель и основатель братства богословов "Зои".

Иаков (Цаликис), старец с о.Эвбея (1920 - 1991). Родился на Эвбее и подвизался в монастыре св.Давида. Стал известным, великим старцем, есть явные свидетельства его святости.

Иероним (Апостолидис), старец с о. Эгина (1883 - 1966). Его родина - Гелвери в Каппадокии. В 1922 году приехал в Грецию. Имел дар слова. Посвятил себя исихатской жизни, поддерживал многих людей своими высоко духовными советами.

Иоиль (Янакопулос), старец из г. Каламы (1901 - 1966). Родился в местечке Петалиди нома Мессиния. В 1924 году постригся в монахи, а позже рукоположен во дьякона и пресвитера. Преподавал в средней школе. Занимался, главным образом, написанием книг. В 1964 г. был обновлен монастырь св. Пророка Илии в Каламах, строителем которого он являлся.

Иосиф, афонский исихаст (+1959). Его родина - о.Парос. В возрасте 23 лет начал изучать книги Святых Отцов, и в нем родилась любовь к безмолвию, подвигу и молитве. Истинный святогорец, суровый исихаст, уединенный молитвенник, верный своему духовному уставу. Многие современные афонские монахи были воспитаны старцем Иосифом.

Паисий (Эзнепидис), афонский старец (1924 - 1994). Родился в с.Фараса в Каппадокии. В 1927 году его семья переехала в г.Коница (Греция), а в 1957 году он постригся в монахи на Афоне. Самый известный афонский старец. На протяжении четырех десятилетий утешал народ Божий и поддерживал множество душ, помогая н решении их разнообразных проблем. Явны признаки его святости.

Порфирий (Байрактарис), старец из Аттики (1906 - 1991). Деревня святого Иоанна Каристиаса на Эвбее была его родиной. В юном возрасте приехал на Афон. Тяжелая болезнь вынудила его вернуться на Эвбею. На протяжении 33 лет служил как приходской священник, в часовне св. Герасима в афинской Поликлинике. С 1973 г. стал служить в основном в церкви св. Николая Калисиа Пенделис. Строитель монастыря Преображения Господня в Милеси Малакасы, недалеко от Оропоса. В 1991 году вернулся на Афон в скит Кавсокаливия, где и почил. Был известен своей святой жизнью и, в особенности, даром прозорливости.

Филофей (Зервакос), старец с о.Парос (1884 - 1980). Родился в местечке Пакил нома Лакония. В 1907 году постригся в монахи, в 1912 году рукоположен во пресвитера. Осуществил множество миссионерских поездок. Опытный духовник, способный писатель и ревнитель преданий.

http://www.orthodox.spb.ru/


Священник Дионисий Тацис. СЛОВО СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ. "ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ"

        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 596-63-98, факс:(812) 596-63-73
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/