Часть 1

ПИСЬМА К МОHАШЕСТВУЮЩИМ И МИРЯHАМ

39

Сестра моя возлюбленная, радуйся в Господе. Сегодня я получил полное любви и благоговения твое письмо. И, воздев руки, с теплой душой и горячей любовью тайными гласами смиренного моего сердца молился Господу: "Услыши, говорю, сладкая любовь, Иисус мой Спаситель, Свет выше всякого света, от безначального Отца Родителя, ведение и Истина, моя надежда и утешение, моя крепость и сила, моя любовь и просвещение, услыши и пошли моей сестре свет Божественного Твоего утешения, и разбей засовы и запоры темной и изболевшейся ее души, и озарением Твоего сияния утешь ее сердце, чтобы уменьшились ее скорби и постоянные волны искушений. Ей, сладкий мой Христос, Свет, просвещающий утробу и сердце, душу и тело, нервы и кости, ум и разум, и всякий состав нашего селения, услыши меня, молящегося о моей сестре, скорбящей и обессиленной". Это и многое другое, моей любви к тебе верные знаки, моему Владыке возглашаю. Поскольку не забываю, поминая тебя, о твоих многих и бесчисленных с детства муках. И из-за них я еще более люблю тебя. И из всех мною любимых тебе отдаю больше всего любви, ибо мои первенцы любви твои суть. Одно я прошу тебя сделать для меня, в воздаяние такой моей любви к тебе, -- немного прибавить терпения. И верю возлюбившему нас Иисусу, что все твои просьбы Он исполнит с прибавкою. И мир душевный обретешь, и покой, и все, что на пользу бедной нашей душе, тебе Господь подарит. Ты только проси со слезами, чтобы совершалась, как знает Господь, Его святая воля, а не твоя. Один раз познала, что согрешила Господу? Не прибавляй более язв к ране. А если как человек снова упадешь, не унывай, не отчаивайся в себе. Ибо как не простит нас человеколюбивый Господь, сказавший Петру прощать виновного семьдесят раз по семь в день? Позволь своему мужу делать так, как он хочет. Скажи, что ты это дала на милостыню, и то, что должна была дать другому, не давай туда. Не делай нового благодеяния другому, этого достаточно. Оставь собственную волю, чтобы найти мир душевный. Ибо воля человека стала медной стеной, которая препятствует его просвещению от Бога и миру. Смотри на пример сладкого Иисуса, Который стал послушливым Безначальному Своему Отцу до смерти крестной. Предал тело бичеванию, щеки -- заушениям и лицо Свое не отвратил от оплеваний. Видишь, сестра моя, какую любовь показал нам благоутробный Господь! Итак, да оставим и мы собственную нашу волю, да оставим и провинившимся перед нами. И тогда с дерзновением мы скажем: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Ибо все мы -- люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И, вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого. Так вот, все это поглотило забвение и неведение и возник хаос бесчувствия, поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату. Ибо вначале не так сотворил Бог человека, чтобы он страдал и мучился, но сотворил его равноан-гельным: малым чем от Ангел отличил*. И, сотворив Рай в Едеме, поместил его туда, как царя по намерению и самовластного управителя, одной только заповедью связав его, дабы видно было, что от Высшего управляется. Он же, прельщенный бесом и возжелав равнобожия, был изгнан из Рая в это изгнание и впал в скорби, отлученный от Бога, волчцы и тернии собирая во все свои дни. --------------------------------- * См.: "Ума'лил ecu его малым чим от Ангел" (Пс. 8, 6). -- Ред.

Что же эти тернии и волчцы, как не постоянные беды и не ежедневные скорби? От искушений, от развращенных людей и от этого жалкого нашего естества, которое от дурной привычки и склонности стало как бы второй натурой, и мы страдаем и мучаемся от нее бедственными искушениями более, чем от других врагов. И если милость Божия не предварит нас, нам грозит опасность погибнуть. А до каких пор все это будет продолжаться? До тех, говорит, как от земли взят ecu и в землю отыдеши*. Так вот, здесь человеколюбивый Господь положил конец скорбям и болезням. --------------------------------- * См.: Быт. 3, 19. -- Ред.

Так вот, чего ты хочешь, добрая моя сестра? Какую стезю нам найти, чтобы не взращивала она терний и волчцов? Где путь, который не был бы заключен под этим Божиим определением? Итак, погляди на царей, которым недавно гремела музыка, от которых трепетало творение. Где все это? Тернии заглушили их. Где недавние министры, которых живыми съели пчелы? Вот волчцы. Так вот, кто смог избавить себя от терний? Никто, только смерть. Итак, приди, чтобы вместе нам возглашать Соломоновы слова: суета сует и всяческая суета!* --------------------------------- * См.: Еккл. 1,2. -- Ред.

Блажен, кто претерпел до конца, все презирая. Ради долготерпения для него уменьшаются тернии и волчцы, когда он позволяет, чтобы совершались убыток на земле и богатство на Небе. Так вот, поэтому, дорогая моя сестра, душа моей души, пренебреги и ты своей "правотой" и своей волей ради столькой моей любви к тебе. И сопряги доброе супружество -- терпение с долготерпением. Молись и обо мне, чтобы хранил меня Господь, ибо я замечаю большую помощь от дорогих твоих молитв, сестринских, духовных. И когда найдешь время, закажи сорокоуст, чтобы уменьшились душевные тяжести. Ты пишешь, чтобы я заказал икону, но забыла написать, какого святого, какого размера. Напиши, и я сделаю заказ. Только сейчас, в этот миг, взял я корзиночку, открыл ее и нашел размер святых икон. Итак, будь спокойна. [Они] только чуть задержатся с исполнением. Получил я и твои сестринские подарки. Не простые подарки, а подарки любви, подарки сестры, с детства подвигом добрым подвизающейся. И за малые эти дары получает она в награду от щедрого Бога веселье и наслаждение в Небесном Его Царстве. Ах! Увидел я в корзиночке снеди нашего детства, плоды родины, и, вспомнив наше детство, сказал: "О суетный мир! Как ты был несчастен, такой ты есть и будешь до конца? И как блаженно для блаженных вечное и непрестанное то наслаждение!" Ах, сестра моя! Только лишь чуть попробуешь что-нибудь из тех благ, сделаешься как железо в терпении. Пишешь, что беспокоишься и строишь замыслы. Правду говоришь. Но это свойственно сему миру. Однако дерзай. Кто научился строить, когда-нибудь научится не желать этого. Может быть, Господь, застав нас, когда мы строим, возьмет нас туда, где более не действуют замыслы человеческие. И тогда у нас будет дом навеки. Итак, дерзай. И я с тобой для тебя строю, и этого никто мне не разрушит. Только позаботься присылать мне какую-нибудь твою драхму, чтобы я мог покупать гвозди для окон и дверей. Дерзай и имей терпение. Очень благодарю тебя за все и молюсь о тебе всей своей душой. Передай смиренные мои пожелания всем нашим братьям. Целую стопы матери. Обнимаю доброго твоего супруга и твоих чад и желаю им быть хорошими детьми. Получи ответ на свои вопросы: сын матери, которая тебя спросила, не поминается церковью, так как сам убил себя. Только, если хочет, пусть раздает за него милостыню. А Господь велик, и беспредельна глубина его милости. Особенно, если она хочет, пусть пошлет отшельникам, молящимся день и ночь, молитвы которых слышит Господь. Она, как ты говоришь, знает многих монахов. Пусть подаст им, чтобы они это разделили между собой. Или монахиням. Другого для него сделать ничего нельзя. Что же касается дочери, о которой она говорит, что та поклялась, то эта клятва недействительна, ибо она противна Богу. Так вот, все это она должна сказать духовнику...

40

Приди, добрая и возлюбленная моя сестра, приди, и снова я утешу твои скорби. Приди, и да благословим Бога сладким гласом сердца, устами произносимым и в уме звучащим. "Благослови, -- говоря, -- душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его"*. --------------------------------- * Пс. 102, 1. -- Ред.

Видишь, сколь нас любит Господь? Видишь, сколь неблагодарны мы, счастливые тем, что нам ежедневно дарует Его благость? Но еще нас ожидает тот час подлинной жатвы, блаженного того мига, когда оставим здешнее и пойдем на родину иную, действительно истинную, к блаженной жизни, верной радости, чтобы получил каждый из нас часть, даруемую подателем богатства сладким Иисусом. О радость! О благодарность! О любовь Отца Небесного! Нас очищает от всякой скверны, нас чтит, нас обогащает, даруя Свои богатства! Там, золотая моя сестра, нет обижающего, нет лукавого, иссякли ревность и зависть, там нет никаких страстей, а имеющие их остались за мостом. Пропасть великая утверждена между здешним и тамошним*. --------------------------------- * См.: "... Между вами и нами утверждена великая пропасть..." (Лк. 16, 26). -- Ред.

Но, о сладкая любовь Христова, что хорошего ты увидела в нас и нас повела по твоему божественному пути? Так вот, радуйся и веселись, дорогая моя сестра, благодари и прославляй Бога, и вот приближается час. Вскоре наступит миг и услышим благословенный глас: "Прийдите ко Мне". И лишь закроются эти чувственные глаза, откроются умные глаза души, и как ото сна мы проснемся в другую жизнь. Тогда увидишь родителей, братьев, родственников. Тогда увидишь Ангелов, святых и блаженную Матерь всех, чистую Деву и Богородицу, к Которой все мы взываем в каждое мгновение, и Ей и Богу обязаны всем. С кем первым мы тогда заговорим, кто первый нас поцелует и мы поцелуем его? Все -- чистое, все -- достойное, все -- святое. Итак, кто, ожидающий этого, не должен вытерпеть здесь любое огорчение нынешней жизни? Посему, моя добрая и возлюбленная сестра, сотвори обозрение своей жизни. Исследуй, каким образом она прошла. Вспомни бесчисленные благодеяния Спасителя нашего Иисуса Христа и сладчайшей Его Матери и имей терпение в приходящих тебе искушениях. Всегда Бог помогает, всегда успевает, но требует терпения. Слышит сразу, когда мы взываем, но не так, как думаешь об этом ты. Ты думаешь, что не дошел сразу твой голос до святых, до нашей Богородицы, до Христа. Но прежде чем ты позвала, святые поспешили тебе на помощь, зная, что ты их призовешь и попросишь у Бога их предстательства. Однако ты, не видя того, что стоит за видимым, и не зная, как Бог управляет миром, хочешь, чтобы сразу как молния исполнилась твоя просьба. Однако так не бывает. Господь хочет терпения. Ждет, чтобы ты показала свою веру. Не только то будет молитвой, если кто-то говорит как попугай. Необходимо, чтобы он содействовал тому, о чем молится, и затем умел ждать. Вот совершилось то, чего ты вчера и позавчера желала. Однако ты понесла убыток, ибо не имела терпения ждать. Тогда бы приобретала вместе и то и другое: временное и вечное. Сейчас ты гневаешься, и унываешь, и печалишься, думая, что медлит с ответом Небесный Отец. А я тебе говорю, что и это совершится, как ты того желаешь, непременно совершится, но потребуется сначала молитва от всей души, а затем -- ждать. И когда ты перестанешь вспоминать о просимом и этого просить, тогда оно тебе придет как дар за твое терпение и ожидание. Когда, молясь и прося, приближаешься к отчаянию, тогда близ тебя исполнение просьбы. Какую-то сокрытую страсть хочет исцелить в тебе Христос и поэтому откладывает подачу просимого. Если же получишь ранее, когда ты просишь, страсть твоя остается неисцеленной. Если ждешь, то получаешь и просимое, и исцеление страсти. И тогда радуешься великой радостью и горячо благодаришь Бога, Который все мудро устраивает и делает все к нашей пользе. Так вот, не приносит пользы, если унываешь, если огорчаешься, если много говоришь. Тебе нужно закрыть рот, чтобы никто тебя не понял. И пусть выходит дым из глаз, а не из носа. Не пыхти, чтобы, так сказать, остыть, а будь спокойной. И долготерпением попалишь диавола. Свидетель мне Господь, Который губит всех говорящих ложь, я приобрел великую пользу от того, о чем говорю тебе. Искушения были такие, что от боли думаешь, выйдет душа твоя, как из огненной печи. И, однако, как минует испытание, приходит такое утешение, как будто ты в раю без тела. Любит тебя Христос, любит тебя наша Богородица, хвалят тебя святые, Ангелы тебе удивляются. Видишь, сколько благ приносят искушения и скорби? Так вот, если хочешь увидеть и вкусить и ты любовь Христову, терпи то, что тебе приходит. Не то, что нравится тебе, а то, чем пожелает Господь тебя испытать. То, что мы делаем по нашему намерению, -- ничто. Сколь тысячекратно выше то, что посылает нам Господь, вопреки нашему намерению. Кость на кость и кровь на кровь -- так воюет с человеком враг диавол по воле Божией. Настолько, что он течет и плавится, как воек от лица огня. Когда, однако, испытание минует, ты весь наполняешься радостью. Окружаешься ослепительным светом и видишь таинства, которые неспособен высказать язык. И тогда уже жаждешь, когда снова придут искушения, ибо теперь познал, какая от них польза. Эта дорога -- истинная, сестра моя, и пишущий тебе из опыта свидетельствует об истине. Итак, мужайся и укрепляйся в Господе, терпя то, что тебе приходит, ожидая вместе с болью тишины и благодати Божией. Неси свою душеньку твердо, думая о том, что хромые и испорченные в эти блага не входят. Поэтому Господь попускает нам искушения, чтобы мы очистились от предубеждений. Это -- мыло и валёк, который, когда бьет, нас отбеливает. И те одежды, которые оказываются прочны, годятся для Жениха. А те, которые не выдерживают валька, рвутся и выбрасываются вон, как бесполезные. Поэтому поспешим немного здесь, ибо приближается час. Храни письма, которые я тебе шлю, чтобы они у тебя были, когда ты искушаешься в скорбях. Поскольку мне кажется, что я тебя скоро оставлю. Ибо чем дальше, тем тяжелее заболеваю. Я как парализованный.

Прибавлено после:

Нет времени написать тебе о чуде, которое явил мне Господь, чтобы поправить меня в заблуждении, которое у меня было по неведению, как ты знаешь. Так вот, видишь великую благость нашего Господа? Видишь, что и чудесами действует, когда находит :-)то уместным Его Божественное Провидение? Ибо человек часто по неведению заблуждается пли другие его увлекают. Но когда у него прямая душа и добрые намерения, Господь не оставляет его, по многократно устраивает так, чтобы его просветить. Это меня побуждает стать землей, пеплом, земляным червем. Воистину велика милость Господня. Справедлив Псалмопевец, когда говорит: "Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам"*. --------------------------------- * Пс. 102, 10. -- Ред.

Итак, почему и ты не благодаришь Бога? Почему ропщешь? Если я напишу тебе об искушениях, от которых страдаю, ты не сможешь это понести. И однако благодать Христова и Богородицы все это растворяет. Имей терпение. Ибо Царица Богородица и всех Госпожа не оставляет нас. Она молится за нас.

41

Получил, сестра моя, твое письмо, полное благоговения, и когда я с удовольствием его прочитал, душа моя наполнилась радостью, видя и разумея, как расцветает полнота твоего сердца, свидетельствуя о рождении нового человека, духовного младенца. Итак, мужайся, и да крепится в искушениях твое сердце. И носи в груди терпение и долготерпение как величайшую защиту. Снова и снова да укрепляется твоя сила в скорбях, поскольку еще чуть-чуть -- и уходим отсюда. Весна приближается, Зима скорбей мало-помалу растворяется. И обители, которые постоянными искушениями и скорбями мы строим, скоро станут нашими. И не будет ни одного спорящего, ни одного завидующего, ни одного вредящего и мстящего. Все это остается здесь. И это жалкое и страстное тельце, в которое, не желающее исполнять заповеди Божий, мы здесь облечены, здесь, в родившей его матери-земле оставим. А сами вольным ветром, как высокопарящие орлы, овладеем святыми обителями. А если и снова после воскресения получим эту земляную тюрьму, то уже не тяжелую и нагруженную, сладострастную и неповоротливую, а всю измененную огненной зарею нашего сладчайшего Иисуса, блистающую и испускающую лучи ярче солнца, озаряющую даже сам эфир. Так вот, малы здешние страдания по сравнению с будущим воздаянием. Посему, душа моя, прояви терпение. И то, о чем ты мне пишешь, у всех у нас было, когда мы принимали суетность мира за великую вещь. Однако теперь, когда мы пришли в осознание и поняли обман, Бог не на прошлое смотрит, а на нынешнее. Все то изглаживается одной чистой исповедью, довольно только, чтобы сейчас мы шли, по силе, по заповедям Господним. Пишешь мне, чтобы я послал письмо нашим знакомым. Но поскольку нет вещества, готовности души, как мне трудиться? Они должны захотеть познать, и тогда я им скажу. Иначе мы бьем наугад, по воздуху. Один хочет писать, но не спрашивает о своей душе, о грехах, о своих ошибках, как их исправить, а только говорит: "Что нового?" Другой пишет, какая погода. А иные совсем не спрашивают. Так вот, даже Господь не велит отвечать, когда тебя не спрашивают, а говорит: "Просящему тебя дай". Не говорит: "Не просящему". Есть тысячи душ, которые просят, чтобы мы дали. И Бог от нас требует. А непросящим полезна, пожалуй, молитва, чтобы мы молились о приходе их в чувства. И тогда и они спросят. И тогда и мы с радостью и любовью легко отдадим им от подаваемого нам Богом. А вино, которое ты прислала, я выпил за твое здоровье, потому что священник испугался, как бы в нем не было воды, и не взял его. И, помянув дни древние, поучился ночью с сердцем моим, и сказал*: --------------------------------- * См.: "Помянух дни древния, поучихся во всех де'лех Твоих* (Пс. 142, 5) и "нощию сердцем моим глумляхся" (Пс. 76,7). -- Ред.

"Суета сует и всяческая суета!" Все было сном и растворилось. Пузыри были и лопнули. Паутина, которая порвалась. "Все суета человеческая, то, чего нет после смерти"*. --------------------------------- * См.: "суета сует, -- все суета" (Еккл. 1, 2). -- Ред.

Ах! В изгнании находимся и не желаем этого понять. Не хотим увидеть, с какой высоты упали. А притворяемся глухими и глазами моргаем, добровольно становясь слепыми, чтобы не видеть истины. Увы нам, что здешнюю тьму воспринимаем, как свет, а света оттуда, как тьмы, избегаем ради малого наслаждения века сего, ради малой скорби этого тела, ради здешнего покоя. Увы нашему горю! Ибо Бог зовет нас стать Его чадами, а мы становимся сынами тьмы. На каплю меда целые века меняем. Ради малого наслаждения и от радости, и от славы Царствия Божия отказываемся и отпадаем. Итак, блажен тот, кто увидел эту прелесть и воздержался от наслаждения каплей меда, взирая на наслаждение там. А ты, сестра моя добрая и возлюбленная, с детства избравшая Бога, спеши просветлять убранство Брачного Чертога. И день и ночь проси Господа, чтобы Он простил тебе все прошедшее. Чтобы Он дал тебе с высоты силу хранить Его Божественные заповеди. И когда в покаянии Он тебя примет, то причислит к праведным твою душу. И там впредь будем наслаждаться один другим ненасытно во все веки.

* * *

http://serdcevedenie.narod.ru/books/hesychasm.htm

        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 596-63-98, факс:(812) 596-63-73
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/