Люди и судьбы

ЩЕДРОСТЬ - ДАР БОЖИЙ

Все свое богатство Иннокентий Сибиряков истратил, помогая людям

Иван КИНЩАК


Уроженец Иркутска, представитель известной купеческой династии Иннокентий Михайлович Сибиряков, возможно, будет причислен к лику святых. С такой инициативой выступил благотворительный фонд Иннокентия Сибирякова, существующий в Санкт-Петербурге. Предложение о канонизации нашего земляка получило одобрение Санкт-Петербургской епархии.

Наш рассказ о том, как прожил жизнь Иннокентий Михайлович Сибиряков, какие добрые дела совершил, как стал служителем Бога.

Иннокентий Сибиряков появился на свет, что называется, с золотой ложкой во рту. Принадлежа к старому роду сибирских золотопромышленников и купцов, он от рождения имел все. Его отец, Михаил Александрович, был купцом 1-й гильдии и владел винокуренными заводами, золотыми приисками, имел собственный речной флот. Михаил Сибиряков оставил своим шестерым детям состояние в 4 миллиона рублей.

Иннокентий был младшим сыном купца. После окончания Иркутского технического училища отец отправил его продолжать обучение в Петербург, в престижную частную гимназию. Проявляя большой интерес к истории и литературе, Михаил, тем не менее, после ее окончания в 1880 году выбрал физико-математический факультет университета. Но проучился он там недолго -- подвело здоровье, вынудившее его еще на 1-м курсе оставить студенческую скамью.

В 1884 г. Иннокентий Сибиряков вернулся в Петербургский университет, но уже в качестве студента-юриста. В университете судьба свела его с Василием Ивановичем Семевским, читавшим курс истории русского крестьянства. Семевский был народником, он критиковал власть и воспитывал у студентов уважение к простым людям. Поэтому его карьера в университете быстро закончилась -- в 1886 г. он был отстранен от преподавания. Но это не остановило Семевского, и он еще много лет вел занятия у себя дома. Частым гостем на них был и Сибиряков, и горячие речи сторонника Народной воли, видимо, глубоко запали в душу молодого человека.

Вторым петербургским знакомцем Иннокентия Сибирякова, оказавшим на него сильное влияние, стал великий русский анатом и педагог Петр Францевич Лесгафт. За три года Сибиряков не пропустил ни одной лекции Лесгафта, преподававшего в университете анатомию, и буквально заболел этой наукой.

Однако университетскими науками интересы Сибирякова не ограничивались. Молодой купец много ездил по Европе, удовлетворяя в странствиях свое ненасытное любопытство. Любопытство, но не более: ученым Иннокентий Михайлович становиться не собирался. Видимо, уже тогда, в 80-х годах, вращаясь в академических кругах столицы, он решил, чему посвятит свою жизнь.

Чтобы понять душевное состояние человека, выросшего в относительно благополучном Иркутске, в тепличных условиях комфорта и достатка и окунувшегося затем в жизнь тогдашнего Питера, достаточно полистать Достоевского или Гарина-Михайловского. От нарисованных ими картин жизни главного города страны, в которых блеск дворцов и храмов как-то не вяжется с голодно-чахоточной жизнью рабочих и студентов, веет такой тоской и безысходностью, что начинаешь понимать чувства благородной души, морально отягощенной огромными капиталами отца. И Сибиряков начинает тратить свои деньги на благо тех, кто в них нуждается.

Первым его делом (совместно с сестрой Анной) стало активное финансовое участие в работе созданного в 1884 году Общества содействия учащимся в столице сибирякам. Можно только догадываться, какой опорой этот фонд был для бедствующих студентов, оказавшихся вдали от дома.

Затем была помощь высшим женским курсам, которые, учитывая тогдашнее отношение к женщинам, в фаворе у власти, судя по всему, не были. На них Сибиряков потратил 10 тысяч рублей, а потом подарил им два дома на общую сумму 74 тысячи.

Свою дачу в Рощино Иннокентий Михайлович пожертвовал приюту для девочек от 4 до 10 лет и передал приюту 50 тысяч рублей.

Затем Иннокентий Михайлович активно поддержал образование единственного в царской России женского медицинского института. Если бы не его 50 тысяч рублей, то этого учебного заведения скорее всего не существовало бы вовсе.

Дом Сибирякова в Петербурге превратился в приют для страждущих и обездоленных, где они всегда могли получить помощь и поддержку. Каждый день здесь принимали по 300- 400 человек. Как писал современник, "кто только из столичных бедняков не был у него в доме, кто не пользовался его щедрым подаянием, денежной помощью, превосходящей всякие ожидания!.. Не было человека, которого он выпустил бы без щедрого подаяния. Были люди, которые на моих глазах получали сотни рублей единовременной помощи... Сколько, например, студентов, благодаря Сибирякову, окончили в Петербурге свое высшее образование! Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили здесь приданое! Сколько людей, благодаря поддержке Сибирякова, взялись за честный труд!".

Большое внимание Сибиряков уделял книгоиздательству. На его средства были изданы "Сибирская библиография" и "Русская историческая библиография" В.Межова, труд о сибирской золотопромышленности Д.Головачева "Сибирские инородцы..." и "Сибирь как колония" Н.Ядринцева, "Историческое обозрение Сибири" П.Словцова, "Верхоянский сборник..." И.Худякова, сборник стихотворений "Сибирские мотивы" и многие другие книги. Не обходил он своим вниманием и музеи. Один из корпусов Иркутского краеведческого музея построен на его деньги.

Иннокентий Михайлович строил церкви. Одна из них, существующая и поныне, была воздвигнута при 7-й Петербургской гимназии во имя святителя и чудотворца Николая. В Первом реальном училище (в здании которого сейчас располагается Морской корпус Петра Великого) при храме святого благоверного князя Александра Невского на деньги Сибирякова был построен придел в честь святителя Иннокентия Иркутского, именем которого вскоре было названо братство, созданное для оказания поддержки учащимся и студентам - уроженцам Сибири.

На средства И.М. Сибирякова был построен храм во имя святителя Иннокентия Иркутского при больничном корпусе Русского Свято-Андреевского скита на Афоне, а также ему посвящен придел в самом большом храме Афона, Греции и Балкан - Андреевском соборе упомянутого скита. На пожертвования Сибирякова был построен храм святителя Иннокентия Иркутского на монастырском кладбище Угличского Богоявленского женского монастыря, а также храм святителя Иннокентия в Свято-Троицком Николо- Уссурийском мужском монастыре. Иркутская Казанская церковь тоже построена на деньги сибирского мецената.

Это лишь малая часть благих дел И.М. Сибирякова. О многих из них мы просто никогда не узнаем, потому что, по свидетельствам современников, он был очень скромным и застенчивым человеком и часто оказывал помощь анонимно.

В середине 1890-х годов мирской путь купца Сибирякова закончился. Иннокентий Михайлович облачился в монашеское одеяние и стал схимником в Свято-Андреевском скиту на священной горе Афон в Греции, где и умер в 1901 году.

Степень праведности монаха в Афонском монастыре определяют по цвету черепа через три года после кончины. Белый цвет говорит о том, что человек спас свою душу. А янтарный, как считают монахи, является неопровержимым доказательством того, что человек особо угодил Богу. Из полутора тысяч черепов, находящихся в Свято-Андреевском скиту, янтарный цвет имеют только три, и один из них принадлежит схимонаху Иннокентию Сибирякову.

Инициатива канонизации Иннокентия Сибирякова получила поддержку Санкт-Петербургской епархии. Теперь идет сбор необходимых документов. Процесс может затянуться на несколько лет. В доказательство святости нужны свидетельства о так называемых чудесах. В деле уже принимают участие священники и прихожане иркутских православных храмов, в которых будут служиться молебны в честь Иннокентия Сибирякова. "Все верующие, прихожане могут теперь обращаться в своих молитвах, заказывать ему панихиды, обращаться, может быть, с какими-то своими личными нуждами. И если со временем начнут проистекать некие чудеса, то есть будут явлены факты заступничества этого угодника, подвижника Божия, то лицо, которое заявляет это чудо, должно засвидетельствовать это перед Христом и Евангелием", - рассказал отец Александр (Абидуев).

Так что вполне возможно, что скоро иркутяне смогут гордиться тем, что среди их замечательных земляков -- почитаемый Русской православной церковью святой Иннокентий Сибиряков.





        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 240-26-49
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/