История забытого монастыря

Константин Виноградов

ПРАВОСЛАВИЕ в Финляндии имеет многовековые традиции. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны - приверженцы евангелической лютеранской церкви, православная вера также была довольно распространенной, особенно на юге и востоке Финляндии. Южная часть Карельского перешейка, где до и после 1917 г. проживало много русских, была разделена на несколько православных приходов, здесь имелось несколько церквей - в Куоккала (Репино), Келломяки (Комарово), Терийоки, Райвола (Рощино). Был здесь и женский монастырь - он находился в местечке Линтула (сейчас здесь находится совхоз "Огоньки"). Полное название монастыря - Линтульский Свято-Троицкий монастырь.

Историю и судьбу монастыря можно назвать типичной - до 1939 года он жил обычной, хотя и не всегда легкой жизнью, затем эвакуация вглубь Финляндии со веем населением Карельского перешейка, обустройство на новом месте и полное забвение в России. История ушла вместе с людьми, она бережно сохраняется на новом месте, а на старом - мало теперь кто знает о существовании рядом с нашим городом этого монастыря.

Линтульский монастырь был открыт в 1895 году по решению Святейшего Синода на земле, пожертвованной тайным советником Федором Петровичем Нероновым и его женой. Первые обитательницы монастыря - две монахини и пять послушниц - прибыли из Мокшанского Казанского монастыря (Пензенская губерния). До 1905 г. монастырь именовался общиной. 4 июня 1895 года Митрополит Антоний освятил церковь в честь Святой Троицы. Церковь была маленькая, первый этаж сложен из гранитных камней, второй - деревянный. 18 сентября 1911 г. была освящена новая церковь - во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира и Св. Мученицы Софии.

Монастырю принадлежало 148 гектаров полевой и лесной земли и дача "Мир" в семи километрах от Линтулы (в ней в 1905 году была устроена так называемая "Здравница" для лечения инвалидов войны).

Линтула - небольшой монастырь. Так, в 1914 году в нем было всего шесть монахинь и восемь послушниц, ежегодно примерно 40-50 человек прибывали сюда на богомолье. Условия жизни были очень суровыми. От монахинь требовались большая воля и трудолюбие, чтобы превратить эту необжитую землю в свою обитель. В отчете монастыря за 1907 год содержатся сведения о небольшом хозяйстве Линтулы: "Особых промыслов на землях, озерах и реках, приносящих прибыль монастырю, нет, и земля в Линтуле обрабатывается хозяйственным способом исключительно для себя, а на продажу ничего не поступает. Для производства полевых и других хозяйственных работ содержатся конный двор с достаточным инвентарем, имеются некоторые сельскохозяйственные машины. Для содержания молочного скота устроена ферма - каменное здание, крытое железной крышей, на 100 коров. Заведена сапожная мастерская в малых размерах, где работы производятся сестрами для своего употребления". В 1914 г. настоятельница монастыря жалуется на хозяйственные трудности: "Что касается доходных статей, сад, огород и др., то все получаемое идет в годовой запас монастыря, а для продажи на сторону ничего не остается. И несмотря на затрачиваемый труд, прежде всего земля, по своей малопроизводительности, весьма скудна. А если не сказать, что и совсем не оплачивает этот труд и почти каждый год приходится покупать хлеб и сена". Доходы монастыря складывались в основном, из частных пожертвований и прибыли от некоторых промыслов (один из самых доходных - предоставление подвод для крестьян из соседних деревень). На конец года в кассе монастыря оставалось наличными несколько десятков, в лучшем случае - 200-300 рублей.

Но монастырь потихоньку поднимался, расширяя свое хозяйство, и в 30-е годы при тех же небольших своих размерах, был уже я гораздо лучшем материальном положении.

Монастырь много внимания уделял воспитанию детей. При Линтуле был устроен детский приют для русских и финских детей, в котором обучали русской грамоте, арифметике, географии, истории. Уроки вел один учитель. В этом приюте воспитывался известный советский финский писатель Эльмар Грин. Он родился в Кивеннапа (пос. Первомайское) - это было большое село, административный центр Кивенаппской волости, в состав которой до 1904 года входил и Терийоки. В автобиографической повести "Жил-был Матти" Э.Грин с благодарностью вспоминает годы, проведенные в приюте. Он оставил и описание Линтульского монастыря. Вот какой, например, помнится ему церковь: "...большая была церковь. Помимо главного притвора, то есть центрального зала, тут были два боковых. И два клироса для певчих монахинь помещались по обе стороны от входа в алтарь, заслоненный сверкающим иконостасом. Все голоса были представлены на этих клиросах, даже самые низкие, несмотря на женский состав хора. И когда священник или дьякон, обратясь лицом к алтарю, громогласно провозглашал с амвона что-то не совсем нам понятное, хор отвечал на это всеми каскадами затаенных в нем певучих звуков..."

После получения Финляндией независимости положение православной церкви было сложным - до 1923 года она формально подчинялась патриарху Московскому и всея Руси, но поддержание связей с Советской Россией было практически невозможно, поэтому Финская православная церковь перешла в подчинение Константинопольского патриарха. В Финляндии в это время было два монастыря: Валаамский и Линтульский. Линтула, находящаяся недалеко от финско-советской границы, стала одним из мест, притягивавших русских, здесь часто находили временный или постоянный приют беженки из СССР. При монастыре было кладбище, на котором нашли свой покой последние русские (например, здесь была похоронена жена Юрия Репина, сына И. Е. Репина).

Церковь Линтульского монастыря до и после (восстановлена в 1919 г.) пожара 1916 года. Фотографии из альбома "На поезде из Санкт-Петербурга в Кивенаппа", 2008.
Руины церкви, июнь 2009 г. Фото А. Браво.

Церковь Линтульского монастыря до и после (восстановлена в 1919 г.) пожара 1916 года. Фотографии из альбома "На поезде из Санкт-Петербурга в Кивенаппа", 2008. Руины церкви, июнь 2009 г. Фото А. Браво.

1939 год - трагический год для Финляндии. "Зимняя война" заставила покинуть родные места и финнов, и русских. Вынуждены были уйти и монашенки Линтупьского монастыря. Во время боевых действий в 1939, 1941 и 1944 годах монастырь сгорел. Э. Грин в составе советских войск воевавший в 1944 году на Карельском перешейке, свидетельствует, что к этому времени от Линтулы уцелело только одно двухэтажное деревянное здание с кельями наверху и с общей трапезной внизу. Останки этого здания сохранились и до наших дней. Все остальное исчезло.

Монастырь и сейчас существует в Финляндии - он находится недалеко от города Куопио. Игуменья, мать Антонина помнит еще старый Линтульский монастырь на Карельском перешейке. Линтула и сейчас небольшой монастырь, но материальное положение его довольно прочно. Линтула, например, снабжает свечами все православные храмы Финляндии. Сюда и сейчас приезжает на богомолье много верующих.

Православная церковь в Финляндии пользуется равными правами с лютеранской и имеет много приверженцев (в основном, это русские, но много и финнов). Всего здесь сейчас около 56 тысяч православных в 25 приходах.

"Зеленогорский Вестник", № 2 (4), январь 1991

А. Молчанов
Монастырь

В ЯНВАРСКОМ номере 2 (4) "Зеленогорского вестника" была напечатана "История забытого монастыря", с фотографией церкви Линтульского монастыря. Упоминается он и в изданньих в Финляндии воспоминаниях о Валааме. Упомянут он и в августовском номере 28 (30) "Зеленогорского вестника".

И всего-то километров пятнадцать севернее Зеленогорска. Автобусы 407, 410, 554 до Огоньков. Название манящее какое-то. Надо посмотреть.

И вот Верхне-Выборгское шоссе - прежнее, а рядом строится новая, еще более прямая и широкая трасса. Дорожный указатель - "Огоньки". Две неширокие дороги ведут в лес,

По правой - метров через двести - десяток-другой деревянных домов. Несколько полевых вагончиков, вероятно, оставленных строителями-дорожниками.

А вот двух- .или даже трехэтажное деревянное здание явно монастырской постройки: на наличниках окон узор из крестиков. Наверное, этот дом осматривал в 1944 году вернувшийся в места своего детства писатель Эльмар Грин, как единственное уцелевшее от монастыря "двухэтажное здание с бывшими кельями наверху и общей трапезной внизу" (Жил-был Матти. - М., 1981.). Здание все еще стоит. На первом этаже еще живут, у верхних окон вид явно нежилой. Дом простоял лет восемьдесят, сколько ему еще осталось стоять? Может, этот снимок последний?

А рядом, похоже, остатки (примерно 10х20 м2 в плане) первого этажа церкви, снимок,- который приведен в статье К. Виноградова ("3В" № 2 (4)). Невысокая стена, сложенная из аккуратно отесанных каменных глыб. К ней пристроено несколько деревянных сараев. На камнях надпись "Линтула". Честь и слава ревнителям старины!

У левой дороги - площадка автобусного кольца и автобусный павильончик. Дорога ведет вверх, к тому же поселку (всего в нем 20-30 деревянных домов). А влево отходит гравийная дорога к речке Птичья (Линтула). Там несколько полевых вагончиков и еще одна каменная стена уже побольше - примерно 20х40 м2 в плане. Это остатки "каменного здания, крытого железной крышей, на 100 коров".

Кладбища я уже не нашел. Только метрах в двадцати северо-восточнее дома и остатков церкви на лесном склоне десятка полтора продолговатых ям...

Монастырь явно уходит в прошлое.

Десятилетиями нам внушалось ироническое отношение к монастырям и монахам. А ведь не только им было свойственно несоответствие возвышенных идеалов и земной действительности.

И, наверное, только в монастырях учение православной церкви могло в наиболее полной мере воплощаться на практике.

"Зеленогорский Вестник", № 36 (38), октябрь 1991

Посещая развалины монастыря в июне 2009 г., мы увидели, что они получили статус подворья Константино-Еленинского женского монастыря, расположенного в п. Ленинское. Ведутся работы по расчистке территории, установлен крест, у которого совершаются службы. Правда исчез еще недавно стоявший слева от церкви большой деревянный жилой дом монахинь, возможно, он был разобран из-за ветхости.

http://terijoki.spb.ru/history/

Подробнее...

Спустя много лет, на своей исторической родине, в Линтуле монастырь было решено возродить. В ноябре 2007 года бывший Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь был приписан как подворье к Константино-Еленинскому женскому монастырю .

4 августа 2008, в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, состоялся крестный ход из Константино-Еленинского женского монастыря к бывшей Линтульской обители. Перед началом крестного хода в монастырском храме святых равноапостольных Константина и Елены была отслужена Божественная Литургия. Возглавил богослужение старший священник монастыря игумен Феоктист (Кириленко), ему сослужили иерей Андрей (Мунтян) и иерей Георгий (Пименов). Всего в крестном ходе приняли участие около двухсот человек.

Крестоходцы прошли 10 километров пути от поселка Ленинское, где находится Константино-Еленинский монастырь, до поселка Огоньки. На месте разрушенного Свято-Троицкого храма Линтульского женского монастыря был совершен водосвятный молебен и установлен поклонный крест.

Адрес: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Огоньки.
Проезд: ок. 15 км севернее Зеленогорска. Автобусы 407, 410, 554 до Огоньков; или по Верхне-Выборгскому шоссе по п. Огоньки

http://palmernw.ru/lintula/lintula.html

 

 

 

Июнь 2009 г. Фото А. Браво.

http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=monastyr&lang=ru



        Вернуться назад

Copyright © 2004 Просветительское общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова)
тел.:(812) 240-26-49
E-mail: sobor49@bk.ru, http: //www.sibiriakov.sobspb.ru/